Витебский трамвай: 4 забавных народных прозвища, которые мы еще помним

«роликовые» вагончики, «Х» поезда, «шкафы» и «буханки»

Датой рождения витебского трамвая считается июнь 1898 года – именно тогда по  городу под звуки «Трамвайного марша», специально написанного местным композитором Отто Крамером, любопытные граждане с восторгом прокатились в грохочущем вагоне.

Витебский трамвай — это уже настоящая историческая эпоха. Фото Светланы Васильевой

Первые годы трамвай был в основном развлечением и не по карману большинству витебчан. В то время рабочий за трудовой день зарабатывал около 50-60 копеек, а стоимость проезда в трамвае составляла 5 копеек для взрослых пассажиров и 3 копейки для гимназистов.

«Роликовые» вагоны

Первые вагоны, которые в народе прозвали «роликовыми» (ролик использовался в схеме питания трамвая электричеством), были очень легкими и часто переворачивались. В конце XIX — начале XX века на улицах Витебска можно было увидеть такую картину: на повороте лежит опрокинувшийся вагон, а пассажиры сообща поднимают его, чтобы вновь поставить на рельсы.

Вокзальная улица Витебска. Фото evitebsk.com

Как мы писали ранее, были в тех первых трамваях и другие недостатки. К примеру, водитель управлял вагоном, стоя на открытой площадке, от дождя, ветра и снега его укрывала только крыша.

Фото носит иллюстративный характер russiainphoto.ru

«Х» поезда

В 30-х годах 20 века Витебское трамвайное депо получило четыре отечественных трамвайных поезда серии «Х» с широкой колеей. Назывался он так по букве первого города, куда трамвай пошел для массовой эксплуатации — Харьков.

Вагоны этого типа выпускались Мытищинским машиностроительным заводом и были в большей степени неудобными — жесткие сиденья, узкие двери, небольшие площадки. Кроме того, водитель по-прежнему работал стоя, что негативно сказывалось на его  физическом состоянии.

Трамвай 1934 года в Витебске. Фото evitebsk.com

«Шкафы» или «серванты»

Бегали по Витебску и трамваи КТМ-вагоны Усть-Катавского вагоностроительного завода, которые представляли собой прямоугольную коробку с немного скошенными краями.

Трамвай на улице Ленина в 1957 году. Фото vttu.by

В 50-х годах в Советском Союзе начался выпуск угловатых шкафов и сервантов, и КТМ, также угловатый, достаточно быстро получил народное прозвище «шкаф» или «сервант».

Малая вместимость салона и ограниченная скорость движения была далеко не единственным недостатком этого трамвая. Компрессор издавал невыносимый грохот, из редуктора выливалось масло на пути, на поворотах раздавался ужасающий скрип.

Салон трамвая был довольно простым — деревянные сидения были покрыты дерматином, стекла держались между деревянных планок. Большие неудобства вагон доставлял и водителям. Управлять поездом сидя было практически невозможно, поскольку рукоятка управления и тормозная рукоятка были расположены слишком далеко друг от друга.

На современной улице Ленина трамвайные рельсы убрали только в 1983 году. Витебск в конце 70-х годов 20 века и 26 мая 2018 года. Коллаж Светланы Васильевой

«Буханка»

Больше всего трамваев в наш город приехало с Рижского вагоностроительного завода — РВЗ-6М2. В народе за этими вагонами прочно закрепилось прозвище «буханка».

Витебский трамвай в 1984 году. Фото старый-витебск.рф

Внешне вагон смотрелся очень эффектно: округлые формы, длинные ряды широких окон с опускающимися форточками, гладкая обшивка. Стильной была фирменная крылатая эмблема со звездой в центре на кабине, а под ней единственная фара. Над кабиной находились маршрутные указатели с подсветкой.

В салоне были установлены широкие деревянные диваны с обеих сторон (с одной двойные, с другой — одинарные). Все внутренние стены были окрашены до окон в коричневый (или зеленый) цвет, выше — желтый. Осветительные плафоны представляли собой полусферы, отлитые из стекла, с лампами накаливания внутри. Поручни были достаточно удобно расположены. Вертикальные стойки находились в районе дверей.

Один из двух старых вагончиков РВЗ в депо. Фото Анастасии Вереск

Напомним, в витебском трамвайном депо остались три таких «буханки». Одна из них была переделана под экскурсионный вагон, а две другие доживают свой век на задворках.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА