Как немка приехала в Витебск, чтобы увидеть трамвайное депо и старые советские вагоны

Чудесная история из жизни про коробку игрушечных трамваев и блошиный рынок в Праге

Однажды, в сравнительно далекой от нас Германии, Корнелия Блом сделала белорусскую визу, забронировала жилье и села в автобус, чтобы за 30 часов добраться из Гамбурга в Витебск ради депо и удивительных трамваев. Но это уже середина той самой истории, где замешаны наш город, Прага и коробка игрушечных трамваев, купленная на блошином рынке.

Корнелия Блом в Витебском трамвайном депо. Фото из личного архива Корнелии Блом

По словам Корнелии, ее любовь к трамваям родом из детства, когда лучшим развлечением девочки из небогатой немецкой семьи была поездка на трамвае по Нюрнбергу.

Я родилась в Восточной Баварии, близко от чешской границы, в достаточно небогатой семье. У нас не было ни машины, ни денег для путешествий.  Самым лучшим событием была для меня дорога на поезде до Нюрнберга, а потом поездка на трамвае по городу. Я обожала это! За тобой приезжает большая машина, ты заходишь туда, платишь деньги водителю, и он отвезет тебя куда угодно, куда ты только захочешь! Ты можешь смотреть в окно на пробегающий за ним город, слышать звуки механизма и колес на железных рельсах. Так меня очаровали трамваи. 

Теперь Корнелия с трудом представляет себе большой город без удобного, вместительного и экологичного трамвая.

Большой город без трамвая — это уже не большой город. Кроме того, трамваи служат намного дольше, чем автомобили. Очень приятно видеть старые вагоны — стиль и технологии прошлого в одном.

Когда Корнелия выросла и стала путешествовать сама, при любой возможности она выбирала поездку на трамвае. Особенно ее очаровала Прага со своими старыми вагончиками Татра Т3, разгонявшимися стремительно и с удивительным воющим звуком.

Трамвай Татра в Праге. Фото Анастасии Вереск

В одну из своих пражских поездок Корнелия случайно оказалась на местном блошином рынке. Распродавали имущество старого дома, где среди прочих игрушек, моделей, танков, грузовиков и кукол нашлись и маленькие трамваи.

Я спросила, могу ли я взять трамвайчики, потому что я их люблю, и в ответ мне отдали всю коробку за так, бесплатно. Кажется, их сделал ребенок, по крайней мере, модельки не были похожи ни на один знакомый мне тип трамвая. Дома я показала их фото другу из Дрездена, и он тут же опознал в них российский трамвай КТМ-5. Я не могла узнать, кто сделал эти модельки, но, показав их другим любителям трамваев в интернете, очень много узнала об этом типе вагонов. Удивительно, но вагонов КТМ-5 было сделано даже больше, чем Татра Т3. Так в моей голове появился план! Я хотела увидеть эти трамваи вживую.

Открытие привело Корнелию в Даугавпилс — единственный город в ЕС, который использует трамваи российского производства.

Здесь я впервые встретила типичный советский трамвай. Первое впечатление — это точно как старый корабль: гофрированные металлические пластины, скрепленные вместе, прямоугольный дизайн. Очень простой, но эффективный! Мне показалось, что сиденья в этих трамваях гораздо удобнее тех, что делают в большинстве современных вагонов. Кроме того, в них был подогрев, как в старой доброй Татре. 

Трамвай КТМ-5 в Витебске. Фото из личного архива Корнелии Блом

Что было дальше, вы уже знаете и сами: виза, автобус и 30 часов дороги. Зимой 2017 года Корнелия добралась до Витебска — города, знаменитого своими трамваями.

На сайте любителей транспорта я узнала, что в Беларусь просто добраться автобусом из Гамбурга через Варшаву. Я решила попробовать! Кроме поездок на трамвае и фото, я просто хотела узнать, как живут в этой стране. Я заранее написала в местную транспортную компанию и попросила посмотреть депо и музей трамвая. Они согласились, и я распечатала электронное письмо, не зная еще, что впереди меня ждут трудности. Несмотря на письмо, охранник был очень подозрителен и сначала не хотел пускать меня в депо. Я была дружелюбна и настойчива, так что в конце концов он позвонил человеку, который отвечал на мои письма. И мне разрешили увидеть музей. 

По словам Корнелии, витебский музей не похож на музей трамвая в Германии и напоминает больше памятную комнату в честь работников депо. Особенно Корнелии понравились модели трамваев, старые рисунки и витражи с трамваями.

Витебский музей трамвая. Фото Анастасии Вереск

Удивила немку статуя Ленина, которая «по-прежнему наблюдает за музеем». Корнелия побывала также в самом депо, а на следующий день поехала на Полоцкий рынок и посмотрела конечную трамвая на Титова. Сейчас такое путешествие было бы уже невозможно: трамвай по Титова больше не ходит, а КТМ-5 окончательно пропали с витебских улиц.

Признаюсь, новые трамваи «Белкоммунмаша» современные и очень хороши в работе, но отопление в них хуже, чем в старых КТМ-5. Сами КТМ-5 я обнаружила в очень плохом состоянии. Уже тогда было очевидно, что в них больше не будут вкладывать деньги и скоро спишут.

КТМ-8 (КТМ 71-608). Фото из личного архива Корнелии Блом

Корнелии понравился наш рынок, где можно было купить все и сразу. Ей показалось, что в Витебске ресторанов не так много, как в городах западной Европы, но она могла приобрести все, что нужно, в супермаркете и готовила сама. Еще одна удивительная вещь в Витебске — статуи Ленина и Маркса.

Я знаю, что во многих странах их разрушили после распада СССР. Так что это было мило — встретить еще одного немца за границей (шутит). 

Но самой удивительной и странной особенностью нашего города Корнелия назвала таблички с расписанием на остановках трамвая.

Они находились так высоко, что было трудно что-то прочесть, особенно по темноте! Я не нашла ни одной причины, почему их надо было вешать так высоко.  Большинство компаний старается сделать что-то для людей с инвалидностью, но думают только о проблемах с ногами, но не о слабом зрении и пожилых людей или необходимости читать в темное время суток и так далее. Еще меня удивило, что все водили машину так аккуратно! Позже я услышала, что за превышение скорости и плохое вождение сурово наказывают. 

Корнелия также съездила в Новополоцк только чтобы увидеть единственный трамвайный маршрут из пригорода в промзону. Побывала она и в местном депо.

Корнелия в депо в Новополоцке. Фото из личного архива Корнелии Блом

Когда объявили «следующая остановка депо», я решила выйти и сделать несколько фото через забор. Когда меня спросили, что я тут делаю, я объяснила, что я туристка из Германии и хочу сфотографировать старые КТМ-5. Мне разрешили зайти в депо, и женщина показала мне трамваи. Один трамвай она отметила отдельно, указав на табличку с годом выпуска. Она сказала, что родилась в том же году, что и этот трамвай. И я тоже! Для своего возраста новополоцкие трамваи выглядели отлично, было видно, что компания тратит на них деньги, чтобы поддерживать в порядке. 

Новополоцк,  современный трамвай на маршруте в промзону. Фото из личного архива Корнелии Блом

В 2018 году Корнелия отправилась на Урал и посетила Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Орск и Златоуст, а в 2019 посетила сибирский Омск.

После путешествия в Витебск Корнелия дополнила свою коллекцию игрушечных трамваев новой моделью. Она сделала ее из пластиковой заготовки по фотографии витебского КТМ-5, в память об этих вагончиках в нашем городе.

Тот самый витебский трамвайчик в коллекции Корнелии. Фото из личного архива Корнелии Блом

Всего в коллекции Корнелии около 35 моделей, 17 из которых были куплены на блошином рынке, а еще 13 приобретены позже. 2 трамвайчика она сделала сама и еще 3, включая витебский, получились из пластиковых заготовок.

Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта. 

5 секретов витебского трамвайного депо: где самый старый трамвай в городе и что было в чщике у «буханки».


Добавить комментарий