Почему трамвай в Витебске должен быть всегда: 5 плюсов этого транспорта

на примере городов Литвы, Финляндии и США

В начале ноября многих испугала новость о том, что в Витебске в районе вокзала больше не будет ходить трамвай. И пусть теперь мы знаем, что это временно, а рельсы, возможно, вернут после реконструкции, но вопрос остается открытым: нужен ли трамвай современному Витебску?

Мы разобрали 5 основных преимуществ и несколько недостатков этого транспорта.

Трамвай КТМ-5 (слева). Фото Анастасии Вереск

1. Экологичность

Трамвай загрязняет воздух гораздо меньше, чем автомобили, поэтому он стал транспортом будущего для европейских стран, где почти у каждого жителя есть своя машина. Например, Литва, как член Евросоюза, обязалась на 9% уменьшить негативное воздействие на экологию до 2030 года. Пока что выбросы только растут, во многом благодаря большим городам. В Вильнюсе эту проблему предлагают решить с помощью трамвая и велосипеда. Они же помогут справится и с заторами в центре города в час пик. По словам Дайнюса Крейвиса, претендента на пост мэра столицы, которые цитирует ru.DELFI:

Трамвай отлично подошел бы, выйдя из него, дальше можно ехать на самокате в офис или на рабочее место. Эта общая система интеграции отличная.

Бывший мэр Вильнюса, Артурас Зуокас, также считает трамвай хорошей идеей и говорит, что конкурс на создание трамвайной сети можно объявлять «хоть завтра».

Старый трамвай в Вене. Фото Анастасии Вереск

2. Борьба с пробками

Пробки в час пик — это ежедневная проблема не только Вильнюса, но и многих других городов. Если пути уложены правильно, есть выделенная полоса, а дорожное движение организовано, трамвай может развивать высокую скорость и успешно обходить все транспортные заторы.

3. Трамвай вмещает больше пассажиров, чем автобус или троллейбус

Правда, это больше касается новых вагонов. То, что трамваи выгоднее других типов транспорта, можно показать на примере Финляндии. В местном городе Турку, где живет около 200 000 человек, все трамвайные пути были разобраны еще в 1970-ых, а спустя 40 лет власти города уже пожалели об этом решении. В интервью БалтИнфо с Миккой Лааксонен, членом Городского совета Турку и автором книги «Turku tramways», он назвал трамвай более выгодным, чем даже троллейбус.

Мы изучали опыт Зальцбурга, где существует прекрасная сеть троллейбусных линий. Кроме того, сотрудничали с Каунасом и Вильнюсом. Главная проблема троллейбуса – вместимость. Она такая же, как и у автобуса. Мы же планируем увеличить пассажиропоток на 50%. 

Современный трамвай в Берлине. Фото Анастасии Вереск

Современный трамвай на улице Вены. Фото Анастасии Вереск

По словам эксперта, с проблемой поможет справится трамвай, за счет увеличения состава.  Закрыв трамвайные линии, город Турку потерял десятки миллионов евро, а теперь возвращение трамвая требует больших инвестиций.

4. Безопасный транспорт

За счет свой массы, изоляции от основного потока транспорта и крепкого корпуса, который позволит выдержать большую нагрузку, трамваи считаются одним из самых безопасных видов городского транспорта. При этом, риск, что пассажира при высадке или посадке может ударить током, практически отсутствует. Одна из вероятных опасностей трамвая — большой тормозной путь.

Трамваи в Остраве, Чехия. Фото Анастасии Вереск

5. Историческая ценность

Для Витебска трамвай — это большая историческая ценность, в нашем городе была построена первая в Беларуси трамвайная система. Еще в 1980-ых витебский трамвай ходил даже по центральным улицам Ленина и Фрунзе. Две старейших городских линии, построенные в период  1898-1917 годов, вели от площади Победы до Смоленского рынка и от транспортного депо до вокзала. Изменились и сами вагоны, в начале 2000-ных перестали ходить РВЗ, которые называли «буханками», а сейчас депо распродает старые вагоны модели 71-605 (КТМ-5)

Разобранные пути помечены на карте зеленым пунктиром. Фото Анастасии Вереск

Главными недостатками городского трамвая можно назвать высокую стоимость вагонов и прокладки путей, при плохом качестве рельсов он также будет раздражать шумом, хотя в современных вагонах этой проблемы больше нет.

Современную ситуацию с трамваями также прокомментировал историк Вячеслав Голубев, который не раз выступал для нас экспертом по трамвайным вопросам:

В мире огромное количество примеров городов, которые решили возродить или даже с нуля построить трамвайные системы: Лос-Анджелес, Вашингтон, Хьюстон. В Сан-Франциско трамвай стал настоящим символом города, настоящей достопримечательностью у туристов. За последние 2 года в Евросоюзе было реконструировано и построено больше 200 километров новых трамвайных линий. Трамвай, наравне с автобусом и метрополитеном,  в развитых странах становится основным видом городского транспорта. 

Поэтому, если Витебск хочет быть современным, чистым и удобным городом, придется развивать трамвайную сеть, а не расширять полосы для автотранспорта.

Предлагаем вам также пройти тест на нашем сайте Узнай, какой ты витебский трамвайный вагончик.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА