Витебский трамвай: 7 повседневных интересных вопросов. И может ли трамвай ударить током?

почему трамваи не ходят парами, что же было в ящике у «буханки» и зачем трамваи возят с собой песочницу 

Каждый день мы встречаем трамваи: они возят нас на работу, с работы, на вокзал и домой. То же мне, неожиданность — увидеть трамвай в Витебске! На самом деле, как и многие привычные нам предметы, они гораздо интереснее, чем кажутся на первый взгляд. С помощью сотрудников витебского трамвайного депо мы попробуем ответить на несколько интересных вопросов из повседневной жизни городского трамвая.

Почему трамвай шумит?

Многим нравится мелодичный стук рельсов, который издает трамвай на ходу. А другим пассажирам больше нравятся новые, бесшумные модели. Почему трамваи стучат, нам рассказал ведущий инженер-технолог депо Сергей Анатольевич:

Трамвайный вагон можно разделить на две части: тележки, на которые приходится большая часть массы, и кузов, который больше по размерам, но легче. Вагон, он как «ванька-встанька»: почти никогда не переворачивается, вся масса у него внизу. Устройство, конструкция этих тележек сильно влияет на шум. У новых вагонов они более тихие.

Трамвай модели АКСМ-62103. Фото Анастасии Вереск

Почему трамваи не ходят парами?

Наши читатели, может быть, помнят, что когда-то трамваи ходили в Витебске парами: по два вагончика в сцепке. Кстати, ушлые студенты при этом иногда перебегали из вагона в вагон, чтобы не платить за проезд и даже пытались вычислить, в каком из них есть кондуктор. Часто такие истории проходили на маршруте по улице Фрунзе, где трамвай проезжал мимо студенческого общежития. Вадим Михайлович, заместитель начальника трамвайного депо по эксплуатации, про парные вагоны пояснил нам так:

Это называется «система двух единиц». Сейчас в городе меняются пассажиропотоки, маршруты, графики предприятий. И это система показала себя нерентабельной, так затрачивается больше электроэнергии. 

Трамваи на Московском проспекте. Фото Анастасии Вереск

Почему среди водителей трамвая так много женщин?

Чаще всего в трамвае можно увидеть водителя-женщину. Это подтвердили нам и в депо: 60-65 % водителей составляет женский коллектив.

Так заведено уже с советских времен, что водитель троллейбуса чаще мужчина, а трамвая — женщина. Может быть, это было связано с тем, что управлять троллейбусом в потоке машин сложнее, а у трамвая выделена полоса. Зато когда бывают неисправности и приходится использовать сцепные приборы, там уже приходится применять хорошую женскую силу.

А вообще-то, мужчины тоже водят трамвай! Фото Анастасии Вереск

Может ли трамвай ударить током?

В депо нам сказали однозначно — такое бывает крайне редко, это скорее теория, а на случай любых непредвиденных ситуаций у сотрудников есть специальные инструкции.

Рельсы сами по себе нейтральные. Теоретически, такая ситуация возможна, если трамвай сойдет с рельсов, но не выедет из-под контактного провода. Обычно такого не происходит. На эти случаи есть свои инструкции, кроме того, есть защита в конструкции.

А вот такое опасное развлечение, как прицепляться к трамваю, популярное у детей еще пару десятков лет назад, уже неактуально. Тем более, что на новых моделях это сделать сложнее. Единственный случай был прошлой зимой.

Новые модели трамваев экономичнее, у них меньше расход энергии и люди чувствуют себя в них комфортнее. Фото Анастасии Вереск

Кстати, свои трудности были и с новыми вагонами с низким уровнем пола.

Они современные и удобные, даже с кондиционерами, но, как показала практика, не совсем удобные в эксплуатации. Были даже случаи травм пассажиров из-за ступеньки в середине, когда люди, не задумываясь, шли и получали травмы. 

Что может сломаться в трамвае?

Старые вагоны могут ломаться раз в пару дней, а новые — только раз в 10 дней. Чаще всего, в трамвае возникают неполадки с электрической частью.

Например, если туда попадает снег или вода, может произойти короткое замыкание. Ломаются и магнитно-рельсовые тормоза — башмачки, которые опускаются на остановочных пунктах. Они тоже могут выйти из строя из-за обледенения.  

Трамвай модели КТМ-5. Фото Анастасии Вереск

Почему трамваи обычно красного цвета?

На самом деле, здесь нет никакой тайны: такими вагоны отпускают с завода.

Это заводская окраска. Изменять ее и вводить новые цвета нельзя без согласования, для этого создают специальный паспорт и проводят ряд процедур. В Минске много вагончиков голубого цвета.

Большинство трамваев у нас все-таки красные. Фото Анастасии Вереск

Что было в ящике у «буханки»?

Многие помнят «таинственный» ящик в конце салона, на котором было так удобно сидеть. Многие думали, что в нем был песок. Но один из мастеров депо рассказал нам, что туда помещали электрооборудование. Так было проще сохранить его в чистоте и сухости, а также ремонтировать. Песок и песочница в трамвае тоже есть, даже в тех, что ездят по нашим улицам. Это небольшая емкость под креслом. Правда, песок в ней нужен совсем не на случай пожара.

Песок использовали как дополнительный сдерживающий фактор для тормозной системы. Над колесными парами есть песочницы. Во время экстренного торможения на рельсы подается песок: он увеличивает трение и сдерживает вагон, помогает его остановить. 

Так выглядела «песочница» в старом вагоне. Фото Анастасии Вереск

Так выглядит песочница в трамвае КТМ-5. Фото Анастасии Вереск

Установка для сушки песка в трамвайном депо. Фото Анастасии Вереск

Мастер на участке депо также поделился с нами курьезной историей, связанной с витебскими журналистами. Они решили устроить проверку трамваев и заглядывали в том числе и в песочницы. А в результате так и писали: «В пожарном ящике песка нет!».

Читайте больше интересных фактов про витебский трамвай в нашем материале о трамвайном депо.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА