Как в Витебске появились маршрутки

2005 год. Маршрутка на улице Чкалова. Фото: Сергей Мартинович
Авторские статьи

от «рафика» да «Мерседеса»

Маршрутные такси, или маршрутки, давно уже стали одним из главных видов общественного транспорта в Витебске. Хотя проезд в них стоит дороже, чем в автобусе, трамвае или троллейбусе, зато можно быстро домчать до нужного места, а, главное, ходят маршрутки куда чаще, чем другой городской транспорт.

Как в Витебске появились маршрутки
2005 год. Маршрутка на улице Чкалова. Фото: Сергей Мартинович

Но так было далеко не всегда. 20 лет назад на весь Витебск приходилась всего одна маршрутка. Расскажем, когда и как город обзавелся этим видом транспорта.

Первые маршрутные такси появились в Витебске еще в советские годы. Датой рождения этого вида городского пассажирского транспорта был 1985 год. Тогда первая витебская маршрутка связала железнодорожный вокзал с областной больницей.

29 января 1987 года газета «Витебский рабочий» сообщила о запуске маршрутки № 2 – от Смоленского рынка до микрорайона Юг-6. Новый маршрут был пущен по просьбе жителей «Югов». Его протяженность составляла 6 км, маршрутка обслуживала жителей улиц Ленина, Чкалова и Московского проспекта.

Как в Витебске появились маршрутки
1987 год. Одна из первых витебских маршрутов. Маршрут № 2 «Смоленский рынок — Юг-6». «Витебский рабочий», 19 января 1987 года

Время пути на маршрутке в один конец – от Смоленской площади до современного Южного рынка – составляло 16 минут. Начиналось движение маршрутного такси в 6.45 утра, а заканчивалось в 20 часов вечера. За день такси совершало 34 рейса.

В том же 1987 году была пущена маршрутка № 3 – от поликлиники имени Калинина на улице Ильинского до Тирасполя.

Как в Витебске появились маршрутки
Синий «рафик» на улице Чкалова. 2005 год. Фото: Сергей Мартинович

В 1980-90-е годы маршрутки были государственными и подчинялись Витебскому областному производственному автотранспортному управлению. По трем маршрутам ходили 11-местные микроавтобусы РАФ-2203, выпускавшиеся в Латвийской ССР (такие же машины были тогда и у «скорой помощи»). Одним из первых водителей-«маршрутчиков» Витебска был Евгений Шлапаков.

Маршрутки-«рафики» курсировали по витебским улицам до 1999-2000 годов. Дольше всех продержался маршрут до Тирасполя, куда в те годы было сложно добраться на обычном автобусе.

Первая частная маршрутка появилась в Витебске в начале 1998 года. Маршрут ее пролегал по весьма оживленному направлению – от вокзала до микрорайона Юг-7.

Как в Витебске появились маршрутки
Александр Гайсенок за рулем первой в Витебске коммерческой маршрутки. «Народное слово», 1 января 1999 года

Владельцами необычного вида транспорта были витебские предприниматели Андрей Давыдов и Александр Гайсенок. Интересно, что микроавтобус был приобретен в Клайпеде, откуда прибыл по морю из Англии.

Поначалу жители «Югов» удивлялись при виде красного микроавтобуса марки «Мерседес». Услугами маршрутного такси пользовались, в основном, постоянные пассажиры – служащие, работники фирм и их жены. График частного маршрутного такси был составлен таким образом, чтобы попадать в интервалы движения автобуса № 10.

Как в Витебске появились маршрутки
2006 год. Маршрутки на улице Карла Маркса. Фото: Сергей Мартинович

Со временем витебляне привыкли к новому виду общественного транспорта, и уже в начале 2000-х годов микроавтобусы стали появляться и на других маршрутах города. В наши дни уже сложно представить, что когда-то витебские пассажиры обходились без них.

Как ездят маршрутки в Витебске?

Витебские маршрутки регулярно нарушают правила.

Оцените статью
Витебский Курьер

Добавить комментарий

  1. Аватар
    SВіктар

    Спасибо за интересный материал и фото!

    Ответить
  2. Аватар
    Кирилл Береснев

    Город, где есть «маршрутки» — проблемный город. Варламов очень хорошо рассуждал на эту тему. Маршрутки создают пробки в городе: в стандартную маршрутку вмещаются до 20-ти человек, а в средний автобус до 60-ти(примерно). Из этого можно понять, что для такого же количества пассажиров нужно примерно в 2 раза больше транспорта, что, несомненно, перегружает дороги.
    Вторая причина, почему маршрутки-зло. Сегодня почти каждый водитель маршрутки- частный предприниматель, он не от кого не зависит. Таких людей очень много, т.е. растёт конкуренция. Из-за конкуренции они жадны до каждого пассажира, ведь их выручка- это не фиксированный оклад, он изменяется от выручки(кол-ва пассажиров). Поэтому они гоняют по городу, чтобы повысить доход.
    Если вам плевать на свою безопасность- перемещайтесь на маршрутках. Ваше право.
    Согласен общественный транспорт у нас храмает. А из-за чего? Правильно. Из-за тех же маршруток. Ведь деньги пассажиров, которые могли бы пойти на развитие общественного транспорта идут на развитие маршруток. Поэтому у города нет стимула покупать и ремонтировать транспорт, ведь никто ездить не будет.
    Сделайте свои выводы.

    Ответить
    1. Аватар
      SВіктар

      Зло не в маршрутках. Зло (или проблема, наверное) в мышлении и отношении чиновников по отношению к общественному городскому (и не только) транспорту. Маршрутки как вид имеют право на существование. Вопрос здесь в том, в каком формате. У нас, если судить по количеству машин и маршрутов, особенно на основных городских маршрутах, они становятся чуть ли не основным видом пасс. транспорта. Вот здесь беда.
      Вряд ли частный бизнес пасс. перевозок финансируется гос. бюджетом. Вред обилия маршруток здесь в том, что они, перехватывая немалую часть пассажиропотока с маршрутов автобусов, троллейбусов и трамваев, тем самым перехватывают и выручку от продажи билетов, не без того невысокую и не покрывающую затраты. В итоге убытки у последних растут, у чиновников всё меньше стимулов приобретать новый подвижной состав на замену и пополнение того же автобусного парка. К тому же в условиях нехватки средств бюджета появляется больше оснований или соблазна спихнуть проблему пасс. перевозок на частников. Они не требуют денег из бюджета, да ещё налоги платят.
      Наверняка во многом по этой причине у нас недоразвитый общественный транспорт. Не из-за маршруток, а по причине уровня качества управления этой сферой. Поэтому, в частности, автобус, как вид, захирел, новых машин для внутригородских перевозок, особенно повышенной вместимости, в последние годы, кроме микроавтобусов, не закупается. Трамваев повышенной вместимости уже лет 10 как нет, а троллейбусы такого типа, возможно, только появятся в небольшом количестве. Обратите внимание, с каким интервалом ездят маршрутки днём и в каком количестве. Станет понятно, что для их замены необходимы как минимум радикальное увеличение численности городских автобусов и троллейбусов. А этого ждать в обозримой перспективе не приходится, увы. А вот «пробивания дна» сегодняшнего уровня ситуации — скорее да.

      Ответить
%d такие блоггеры, как: