Как в Витебске появились маршрутки

от «рафика» да «Мерседеса»

Маршрутные такси, или маршрутки, давно уже стали одним из главных видов общественного транспорта в Витебске. Хотя проезд в них стоит дороже, чем в автобусе, трамвае или троллейбусе, зато можно быстро домчать до нужного места, а, главное, ходят маршрутки куда чаще, чем другой городской транспорт.

2005 год. Маршрутка на улице Чкалова. Фото: Сергей Мартинович

Но так было далеко не всегда. 20 лет назад на весь Витебск приходилась всего одна маршрутка. Расскажем, когда и как город обзавелся этим видом транспорта.

Первые маршрутные такси появились в Витебске еще в советские годы. Датой рождения этого вида городского пассажирского транспорта был 1985 год. Тогда первая витебская маршрутка связала железнодорожный вокзал с областной больницей.

29 января 1987 года газета «Витебский рабочий» сообщила о запуске маршрутки № 2 – от Смоленского рынка до микрорайона Юг-6. Новый маршрут был пущен по просьбе жителей «Югов». Его протяженность составляла 6 км, маршрутка обслуживала жителей улиц Ленина, Чкалова и Московского проспекта.

1987 год. Одна из первых витебских маршрутов. Маршрут № 2 «Смоленский рынок — Юг-6». «Витебский рабочий», 19 января 1987 года

Время пути на маршрутке в один конец – от Смоленской площади до современного Южного рынка – составляло 16 минут. Начиналось движение маршрутного такси в 6.45 утра, а заканчивалось в 20 часов вечера. За день такси совершало 34 рейса.

В том же 1987 году была пущена маршрутка № 3 – от поликлиники имени Калинина на улице Ильинского до Тирасполя.

Синий «рафик» на улице Чкалова. 2005 год. Фото: Сергей Мартинович

В 1980-90-е годы маршрутки были государственными и подчинялись Витебскому областному производственному автотранспортному управлению. По трем маршрутам ходили 11-местные микроавтобусы РАФ-2203, выпускавшиеся в Латвийской ССР (такие же машины были тогда и у «скорой помощи»). Одним из первых водителей-«маршрутчиков» Витебска был Евгений Шлапаков.

Маршрутки-«рафики» курсировали по витебским улицам до 1999-2000 годов. Дольше всех продержался маршрут до Тирасполя, куда в те годы было сложно добраться на обычном автобусе.

Первая частная маршрутка появилась в Витебске в начале 1998 года. Маршрут ее пролегал по весьма оживленному направлению – от вокзала до микрорайона Юг-7.

Александр Гайсенок за рулем первой в Витебске коммерческой маршрутки. «Народное слово», 1 января 1999 года

Владельцами необычного вида транспорта были витебские предприниматели Андрей Давыдов и Александр Гайсенок. Интересно, что микроавтобус был приобретен в Клайпеде, откуда прибыл по морю из Англии.

Поначалу жители «Югов» удивлялись при виде красного микроавтобуса марки «Мерседес». Услугами маршрутного такси пользовались, в основном, постоянные пассажиры – служащие, работники фирм и их жены. График частного маршрутного такси был составлен таким образом, чтобы попадать в интервалы движения автобуса № 10.

2006 год. Маршрутки на улице Карла Маркса. Фото: Сергей Мартинович

Со временем витебляне привыкли к новому виду общественного транспорта, и уже в начале 2000-х годов микроавтобусы стали появляться и на других маршрутах города. В наши дни уже сложно представить, что когда-то витебские пассажиры обходились без них.

Как ездят маршрутки в Витебске?

Витебские маршрутки регулярно нарушают правила.

РЕКЛАМА