Витебск, который мы потеряли
«Витебск, который мы потеряли», наш совместный проект с известным краеведом и фотохудожником Виктором Борисенковым, подошел к концу. Больше года мы рассказывали читателям и показывали с помощью уникальных фотосравнений, как изменился Витебск с 1980-х годов.
Фундаментом любого государства является культура. Это утверждение является аксиомой, как и то, что все нации осознают себя через историю, – рассказал Виктор Борисенков. – В том мире, где нет места архитектурному наследию, лишнее и все остальное. Там человек обойдется, по словам Петра Вайля «в кулинарии – гамбургером, в искусстве – телевизором, а в спорте – подкидным дураком».
Подошел к концу наш экскурс в 80-е. Возможно, неравнодушный читатель нашел в этом виртуальном путешествии в прошлое что-то интересное для себя. Это была попытка отрефлексировать то, что произошло с архитектурным наследием города за последние десятилетия. Акцент делался на утратах городской архитектурной среды независимо от значимости утраченного – будь то ветхий деревянный домик или уникальное здание с 200-летней историей.
В любом случае заявлять о потерянном городе применительно к каждому фотосравнению мы имеем полное право – и там, где недавний евроремонт говорит о потерянной атмосфере старого Витебска, и там, где разбитая кирпичная кладка напоминает о потерянном впустую времени.
За то, что этот проект состоялся, в первую очередь, конечно же, благодарим Виктора Борисенкова, который не только делал фотосравнения витебских зданий, но и делился своими интересными размышлениями. Еще мы признательны архитектору Александру Вашкевичу за предоставленные фотографии 80-х годов.
Я уверен, Александр знает и любит Витебск. Он является автором некоторых проектов регенерации нашего города. Без Александра Вашкевича этот цикл не состоялся бы, – прокомментировал краевед. – В 1980-е годы активно проводилась фотосъемка старых зданий, но она могла сохранить лишь образы, – многие дома после этого были либо разрушены, либо выхолощены непрофессиональными ремонтами. Поэтому переоценить сегодняшнее значение этих фотографий невозможно».
В последней статье проекта решили показать фотографии 80-х годов улицы Маяковского – одной из самых коротких в нашем городе, ее протяженность всего 80 метров. В 1922 году она была названа в честь Карла Либкнехта, но уже в 1927 переименована в улицу Маяковского.
А Виктор Борисенков предлагает обратить внимание на одно здание на этой улице.
Дом №3а по улице Маяковского
Квартал, который ограничен улицами Ленина, Маяковского, Суворова и Купалы весьма интересен, – рассказал краевед. – Он уцелел после войны, но в 1980-е годы здесь успели поработать строители. На улице Янки Купалы на месте дореволюционной застройки был сооружен новый Дом быта, а от стоявшего рядом старинного здания кинотеатра «Спартак» осталась только одна подлинная стена. Все дворовые фасады этих зданий сегодня выглядят как иллюстрации из школьного учебника по геометрии.
Но нас в настоящее время интересует дом, который словно в оправе находится в центре этого квартала. И, следует признать, оправа обрамляет архитектурную драгоценность. Это здание не только одно из старейших в городе (оно было построено в начале XIX или даже в конце XVIII века), но и само место дома примечательно своим историческим прошлым.
Еще в XVII столетии в северной части Узгорского замка находилась деревянная Введенская церковь с кладбищем. Здесь, на небольшой возвышенности она стояла до конца XVIII века. Строительство каменной ратуши и перепланировка прилегающей территории обусловили решение магистрата разобрать святилище. Эта церковь в Витебске уже не возобновлялась. Место древнего храма отвели для гражданских построек. Жаль только, что нынешнее благоустройство этой территории оставляет желать лучшего.
Мы узнали имя фотографа, снимки которого в нашем цикле составили фотолетопись Витебска 1980-х. Это Эдуард Андреевич Трепачук (1935-2009). Он много снимал наш город, работая фотографом в проектных организациях и на телевидении, и его имя, безусловно, заслуживает благодарной памяти.
В ближайшее время подробнее расскажем про этого человека: вместе с Виктором Борисенковым мы побывали в гостях у его жены и сына, которые поделились с нами интересными воспоминаниями и уникальными фотографиями города, которые ранее нигде не публиковались.
1980-е – очень важные для Витебска годы, – подытожил Виктор Николаевич Борисенков. – К этому времени городским начальникам удалось сделать все возможное, чтобы проблема охраны архитектурных памятников была решена по известному со сталинских лет принципу «нет памятника – нет проблемы». Но 1980-е годы – это также и первые шаги по возрождению архитектурного наследия города. Люди стали активнее обсуждать вопросы регенерации.
Но сегодня все же наивно думать, что уже изжита советская практика разрушений и сносов. О том, что это не так свидетельствуют и проект Дворца бракосочетаний, и построенные в историческом центре монстры КГБ и Марко-сити. Об этом говорят фактически уничтоженные в результате перестроек здания острога, старообрядческой церкви, конструктивистской столовой швейной фабрики. Все это произошло уже в наши дни, и список этот можно продолжить.
Витебск, который мы потеряли на улице Октябрьской.
«Витебск, который мы потеряли»: терракотовый город на улице Грибоедова.