уникальные послевоенные фото, которые еще не публиковались нигде
Что показывают практически всем туристам в Витебске в первую очередь? Конечно, Благовещенскую церковь.
Это место по праву считается самым намоленным в городе, ведь построили храм еще в XII веке. К сожалению, до наших дней сохранился лишь фрагмент уникальной кладки, аналогов которой практически нет на славянских землях.
За свою долгую историю культовое здание неоднократно перестраивалось, пока в 1961 году не было взорвано.
Благовещенская церковь – архитектурный шедевр первого ряда, – рассказал краевед и фотохудожник Виктор Борисенков. – Она составляла славу Витебска и на протяжении многих веков служила его символом. По своей исторической исключительности Благовещенская церковь могла бы сегодня находиться в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
Но уникальнейший памятник нашей истории и культуры был разрушен в декабре 1961 года. Навечно пропали, по-видимому, существовавшие в храме фрески византийского времени, навсегда исчезли эпиграфические памятники, которые там, бесспорно, были. Этот чудовищный снос Благовещенской церкви, которая стояла напротив строившегося в те годы областного драматического театра, был показным и театральным.
Без малого каких-то 5 лет понадобилось властям для уничтожения в послевоенные годы почти всех витебских храмов, которые наши предки возводили в течение многих веков. Разрушение Благовещенской церкви стало финальным актом этой трагедии. Эх, если бы еще знать, сколько кукловодов и марионеток было задействовано в этом театре абсурда!
Благовещенская церковь пострадала от пожара во время Великой Отечественной войны. Но при этом сами стены, и об этом свидетельствуют сохранившиеся послевоенные фотографии, уцелели. Тем не менее было принято решение храм снести.
Послевоенная судьба Благовещенского храма показательна. Очевиден факт принятия городскими властями решений, которые противоречили здравому смыслу и логике решений предыдущих, – прокомментировал Виктор Борисенков. – С 1953 по 1962 годы храм два раза принимался под охрану государства, правда, второй раз уже после своей гибели. Для спасения памятника видные ученые писали письма и обращения в ЦК КПБ с просьбами и даже требованиями. Чтоб предотвратить взрыв, в Витебск приезжал из Москвы знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, но все было тщетно.
В 1961 году была уничтожена не просто церковь, а целая страница истории Витебска. И сегодня только на сохранившемся фрагменте можно рассмотреть уникальную кладку – чередование горизонтальных рядов тесаных известняковых блоков и тонких плоских кирпичей (плинфы).
В книге «Утраченное наследие» Тамара Габрусь писала:
В декабре 1961 года по инициативе городских партийных и исполнительных властей при активном участии главного архитектора Витебска Благовещенская церковь была взорвана. Щебёнка этого взрыва тяжело легла на совесть всей нации.
Сложно не согласиться с белорусским историком архитектуры. А Виктор Борисенков в этой цитате обращает внимание на фразу, что самое активное участие в уничтожении памятника принимал главный архитектор.
Роковая роль архитекторов в этом деле очевидна, – рассказал краевед. – В 1950-е годы ими создавался амбициозный проект Театральной площади с классическим зданием театра имени Якуба Коласа и памятником воинам и партизанам на месте Троицкого фарного костела. 6 ноября 1957 года состоялась торжественная закладка будущего монумента. А за несколько месяцев до этого события здание фарного костела было взорвано.
И хотя Благовещенская церковь прожила после этого еще 4 года, ее сохранение по проекту архитекторов не было предусмотрено. Архитектурные наработки местных проектировщиков, для которых, кстати, Витебск был чужим городом, курировались, корректировались и направлялись председателем Госстроя БССР Владимиром Королем. Возможно, именно поэтому всех участников этой позорной истории обуяло чувство вседозволенности, граничащее с безумием.
Меньше чем через месяц после взрыва Совет Министр БССР принял решение взять под охрану руины памятника. В 1968 году на этой территории проводились раскопки, а в 1977 году остатки храма были законсервированы.
Как выглядела Благовещенская церковь в ожидании восстановления, помогает узнать снимок 80-х годов из архива архитектора Александра Вашкевича. А Виктор Борисенков сделал современную фотографию с такого же ракурса.
Акт разрушения был показательным. Это был снос наполовину, снос не до конца. В нем не было никакой необходимости. Проект Театральной площади к тому времени явно буксовал. Они не могли завершить по утвержденному плану строительство даже здания театра. Сметы урезались на фоне борьбы с архитектурными излишествами. Время помпезных сталинских площадей уходило. Начиналась эра хрущевок.
По сути, этот взрыв – мстительный, истерический ответ начальников с агрономическим образованием на смелые обращения ревнителей старины. И это пример того, как ложная идея может увлечь ограниченных людей, не оставив места рассудку, – подытожил краевед.
Благовещенская церковь – старейший каменный храм Витебска.
Как уничтожали витебские храмы и какие из них всё ещё можно восстановить.
Витебск весь разбомбили на 95 % во время ВОВ. Бомбили все стороны и церкви разруши ли бы по-любому…. Однако, меня поражает, что в Царской России все были дико набожные, случилась социальная революция и в один миг,- набожные стали атеистами и всё церковное крушили. А потом такими самыми “набожными” стали снова…. Видимо, всегда у народа на шее был крестик, а в душе нолик….. Поэтому Бог и всемирный потоп проводил…. Но ничего не изменилось в реальности….
Не могу согласиться, что витебские храмы разрушила война. Во всяком случае, эта причина была не самой решающей. Примеры других городов, того же Смоленска, это доказывают. Александру Генису принадлежат слова: “Способность к регенерации присуща тем счастливым своей древностью городам, которым было что терять”. Поэтому следует признать, что либо Витебск ничего ценного и интересного из себя не представлял, либо “благодарить” за всё, что сделали с городом областной партхозактив 1950-х – 1980-х годов.
Можно сказать, всё логично и закономерно: чужие в твоей хате, где ты не хозяин, будут хозяйничать по своему усмотрению. Что и имеем.