Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда

Авторские статьи

уникальные послевоенные фото, которые еще не публиковались нигде

Что показывают практически всем туристам в Витебске в первую очередь? Конечно, Благовещенскую церковь.

Это место по праву считается самым намоленным в городе, ведь построили храм еще в XII веке. К сожалению, до наших дней сохранился лишь фрагмент уникальной кладки, аналогов которой практически нет на славянских землях.

витебск, церковь
Благовещенская церковь (реконструкция из “Трудов девятого Археологического съезда в Вильне (1893) Т.1. -1895 г.). Фото предоставлено Виктором Борисенковым

За свою долгую историю культовое здание неоднократно перестраивалось, пока в 1961 году не было взорвано.

Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда
Вид Благовещенской церкви на период с 1759 по 1862 годы. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Благовещенская церковь – архитектурный шедевр первого ряда, – рассказал краевед и фотохудожник Виктор Борисенков. – Она составляла славу Витебска и на протяжении многих веков служила его символом. По своей исторической исключительности Благовещенская церковь могла бы сегодня находиться в списке объектов культурного наследия ЮНЕСКО.

Но уникальнейший памятник нашей истории и культуры был разрушен в декабре 1961 года. Навечно пропали, по-видимому, существовавшие в храме фрески византийского времени, навсегда исчезли эпиграфические памятники, которые там, бесспорно, были. Этот чудовищный снос Благовещенской церкви, которая стояла напротив строившегося в те годы областного драматического театра, был показным и театральным.

Без малого каких-то 5 лет понадобилось властям для уничтожения в послевоенные годы почти всех витебских храмов, которые наши предки возводили в течение многих веков. Разрушение Благовещенской церкви стало финальным актом этой трагедии. Эх, если бы еще знать, сколько кукловодов и марионеток было задействовано в этом театре абсурда!

Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда
Вид Благовещенской церкви после перестройки в 1862 году. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Благовещенская церковь пострадала от пожара во время Великой Отечественной войны. Но при этом сами стены, и об этом свидетельствуют сохранившиеся послевоенные фотографии, уцелели. Тем не менее было принято решение храм снести.

Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда
Благовещенская церковь. Общий вид с северо-запада. 1949 год. Фото С. Г. Шиманского. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Послевоенная судьба Благовещенского храма показательна. Очевиден факт принятия городскими властями решений, которые противоречили здравому смыслу и логике решений предыдущих,  – прокомментировал Виктор Борисенков. – С 1953 по 1962 годы храм два раза принимался под охрану государства, правда, второй раз уже после своей гибели. Для спасения памятника видные ученые писали письма и обращения в ЦК КПБ с просьбами и даже требованиями. Чтоб предотвратить взрыв, в Витебск приезжал из Москвы знаменитый реставратор Петр Дмитриевич Барановский, но все было тщетно.

Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда
1949 г. Благовещенская церковь. 1949 год. Интерьер. Фото С. Г. Шиманского. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

В 1961 году была уничтожена не просто церковь, а целая страница истории Витебска. И сегодня только на сохранившемся фрагменте можно рассмотреть уникальную кладку  – чередование горизонтальных рядов тесаных известняковых блоков  и тонких плоских кирпичей (плинфы).

Благовещенская церковь
Кладку Благовещенки можно увидеть и сегодня. Фото Саши Май

В книге «Утраченное наследие» Тамара Габрусь писала:

В декабре 1961 года по инициативе городских партийных и исполнительных властей при активном участии главного архитектора Витебска Благовещенская церковь была взорвана. Щебёнка этого взрыва тяжело легла на совесть всей нации.

Сложно не согласиться с белорусским историком архитектуры. А Виктор Борисенков в этой цитате обращает внимание на фразу, что самое активное участие в уничтожении памятника принимал главный архитектор.

Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда
Благовещенская церковь. 1949 год. Интерьер. Фото С. Г. Шиманского. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Роковая роль архитекторов в этом деле очевидна, – рассказал краевед. – В 1950-е годы ими создавался амбициозный проект Театральной площади с классическим зданием театра имени Якуба Коласа и памятником воинам и партизанам на месте Троицкого фарного костела. 6 ноября 1957 года состоялась торжественная закладка будущего монумента. А за несколько месяцев до этого события здание фарного костела было взорвано.

И хотя Благовещенская церковь прожила после этого еще 4 года, ее сохранение по проекту архитекторов не было предусмотрено. Архитектурные наработки местных проектировщиков, для которых, кстати, Витебск был чужим городом, курировались, корректировались и направлялись председателем Госстроя БССР Владимиром Королем. Возможно, именно поэтому всех участников этой позорной истории обуяло чувство вседозволенности, граничащее с безумием.

Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда
Руины Благовещенской церкви. 1962 год. Фото Леонида Алексеева. Из фондов ВОКМ

Меньше чем через месяц после взрыва Совет Министр БССР принял решение взять под охрану руины памятника. В 1968 году на этой территории проводились раскопки, а в 1977 году остатки храма были законсервированы.

Как выглядела Благовещенская церковь в ожидании восстановления, помогает узнать снимок 80-х годов из архива архитектора Александра Вашкевича. А Виктор Борисенков сделал современную фотографию с такого же ракурса.

Как уничтожали Благовещенскую церковь в Витебске. Финальный акт трагедии в театре абсурда
Благовещенская церковь в 1980-е годы и сегодня. Фотосравнение Виктора Борисенкова

Акт разрушения был показательным. Это был снос наполовину, снос не до конца. В нем не было никакой необходимости. Проект Театральной площади к тому времени явно буксовал. Они не могли завершить по утвержденному плану строительство даже здания театра. Сметы урезались на фоне борьбы с архитектурными излишествами. Время помпезных сталинских площадей уходило. Начиналась эра хрущевок.

По сути, этот взрыв – мстительный, истерический ответ начальников с агрономическим образованием на смелые обращения ревнителей старины. И это пример того, как ложная идея может увлечь ограниченных людей, не оставив места рассудку, – подытожил краевед.

Благовещенская церковь – старейший каменный храм Витебска.

Как уничтожали витебские храмы и какие из них всё ещё можно восстановить.

Виленское барокко и католическое прошлое витебских храмов.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Критик Достижений

    Витебск весь разбомбили на 95 % во время ВОВ. Бомбили все стороны и церкви разруши ли бы по-любому…. Однако, меня поражает, что в Царской России все были дико набожные, случилась социальная революция и в один миг,- набожные стали атеистами и всё церковное крушили. А потом такими самыми “набожными” стали снова…. Видимо, всегда у народа на шее был крестик, а в душе нолик….. Поэтому Бог и всемирный потоп проводил…. Но ничего не изменилось в реальности….

    Ответить
  2. Viktor Borisenkov

    Не могу согласиться, что витебские храмы разрушила война. Во всяком случае, эта причина была не самой решающей. Примеры других городов, того же Смоленска, это доказывают. Александру Генису принадлежат слова: “Способность к регенерации присуща тем счастливым своей древностью городам, которым было что терять”. Поэтому следует признать, что либо Витебск ничего ценного и интересного из себя не представлял, либо “благодарить” за всё, что сделали с городом областной партхозактив 1950-х – 1980-х годов.

    Ответить
  3. SВіктар

    Можно сказать, всё логично и закономерно: чужие в твоей хате, где ты не хозяин, будут хозяйничать по своему усмотрению. Что и имеем.

    Ответить