4 необычных обряда в Витебской области на Масленицу

как катались на прялках и распознавали колдунью по кусочку сыра

Масленица – старинный восточнославянский народный праздник, знаменующий собой проводы зимы и встречу весны. Масленица предшествует Великому посту и празднуется в 2019 году с 3 по 10 марта.

Неделя, во время которой природа пробуждалась от зимнего сна, всегда имела огромное значение для земледельца, с ней связывались надежды на будущий урожай. Однако некоторые старинные обряды Витебщины, связанные с Масленицей, в наши дни могут показаться необычными и даже странными.

1990-е годы. Масленица в деревне Октябрьской Витебского района. Фото из собрания Витебского районного историко-краеведческого музея

Народные обычаи и связанные с ними поверья собрал и опубликовал в 1897 году выдающийся белорусский фольклорист Николай Яковлевич Никифоровский в книге «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах».

1. Катание на санях

До 1860-х годов на санях с горы в Масленицу катались целыми семьями – дети, родители, даже старики. Каждый старался хоть раз съехать с горы. Иногда забаве предавались все жители какой-нибудь деревни от мала до велика. Катание на санях было предметом гаданий – по длине пути, характеру движения, остановкам и всяким непредвиденным ситуациям в пути судили составляли виды на будущий урожай. К концу XIX века на санках катались в Масленицу только дети.

1990-е годы. Масленичные гуляния у торгового центра в деревне Октябрьской. Фото из собрания Витебского районного историко-краеведческого музея

В деревне Ловжа современного Шумилинского района существовал обычай катания с горы на прялке. Совершали его молодые женщины, спускаясь с горы первыми и давая тем самым старт народной забаве. Считалось, что чем дальше съедет женщина на прялке с горы, тем длиннее уродится лен. Если же при спуске женщина упадет, то она не сможет убрать лен из-за болезни или по какой-нибудь другой скорбной причине.

2.Вытирание тарелки хлебом

Не менее странный обычай зафиксировал Николай Никифоровский в этой же деревне в 1878 году. По окончании масленичного ужина хозяйка садилась на лавку и принималась чесать лен. Хозяин же за столом в это время вытирал тарелку ломтиком хлеба. Закончив эти дела, муж и жена отправлялись в хлев, где женщина аккуратно разглаживала лен, а глава семьи угощал ее хлебом. Считалось, что после этих действий лен должен сделаться гладким.

3.Как распознать ведьму при помощи сыра

Наши предки испытывали поистине суеверный ужас перед проделками деревенских колдуний. Чтобы найти ведьму, требовалось провести долгий и сложный обряд. По окончании ужина в Масленицу нужно было положить в рот кусочек сыра и продержать его там всю ночь до утра. Наутро сыр доставали, сушили, зашивали в одежду и так носили до Пасхи. При этом человек, совершающий обряд, не должен был все это время ни с кем разговаривать, здороваться и отвечать на приветствия.

На Пасху требовалось прийти в церковь и стать у порога, держа в руках сбереженный сыр. Как только священник произнесет «Христос воскресе!», нужно было, потрясая сыром, ответить: «А у меня сыр есть!» При этих словах на головах у ведьм вместо платков появятся подойники – горшки для доения молока. Этим колдуньи себя и выдадут. Таким образом можно было распознать ведьм целого прихода.

2005 год. Сожжение чучела Зимы на Масленице в Витебске. Фото: Сергей Мартинович

Однако человеку, решившему совершить магический обряд с кусочком сыра, категорически не рекомендовалось идти дальше. У того, кто указал бы на ведьму рукой, рука непременно усохла бы; если сделать это кивком головы, то шея согнется и не разогнется уже никогда, а если поворотом глаз – то глаза окривеют.

4.Масленичные гадания

Как мы уже говорили, в Масленицу гадали по саням. А можно было гадать и по ложкам. Для этого по окончании ужин гости за столом кидали ложки на пол. Тот, чья ложка упадет перевернутой и головкой в сторону угла, рисковал не дожить до такого же гадания на следующую Масленицу.

Однако не стоило падать духом: с четверга начиналась «Широкая Масленица», когда все работы прекращались и наступало веселье. Односельчане с четверга по воскресенье ходили друг к другу в гости, угощали блинами. А в идущий следом «шиловатый понедельник» следовало «ковать шило» или «полоскать зубы» — так иносказательно называли наши предки коллективную пьянку. Пить в этот день рекомендовалось не дома, а в корчме или даже на улице. Женщинам разрешалось выпить в открытом поле, где рос яровой лен – опять-таки для хорошего урожая.

Не правда ли, очень странные обычаи?

Как это было: литовско-белорусская Масленица в Задвинье.

Блины, кольцо в кашу, сушеные воробьи и тени от пальцев. Как в Витебском регионе в старину Новый год отмечали.

РЕКЛАМА