Мистические представления о волках в Витебском регионе

Авторские статьи

как превратиться в волка и как вернуть человеческий облик, проклятый свадебный поезд и дети оборотней

Сообщения в витебской прессе о нападениях волков воскрешают в народной памяти страхи, связанные с верой в оборотней – ярким пережитком древних верований, возникших задолго до принятия христианства.

Мистические представления о волках в Витебском регионе
Волки и охотник в зимнем поле. Обложка журнала “Охотник Белоруссии”, №2, 1932 год

Книга этнографа Николая Яковлевича Никифоровского «Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о личностях и местах», вышедшая в 1897 году, содержит богатый материал о вере в оборотней на Витебщине. Используя ее, постараемся напомнить мистические представления и обряды наших предков.

Как превратиться в волка

По мнению Николая Никифоровского, обращение человека в волка бывает двух видов: добровольное и насильственное. В первом случае чародей (как правило, могущественный) принимает звериный облик для одному ему известных магических целей. Во втором же случае (наиболее распространенном) колдун превращает в диких зверей свадебный поезд – процессию новобрачных и гостей, направляющихся в храм или в дом жениха.

Превращение могло быть совершено только над поездом из двенадцати лиц. Злой колдун прочитывал заклинание и перекидывал через процессию гороховое зерно, взятое из стручка с двенадцатью зернами (обычно в стручке не более восьми зерен), либо натягивал нитку поперек дороги.

Каким бы сильным не был чародей, его власть над людьми была не безграничной. Невозможно было превратить человека в волка на всю оставшуюся жизнь, а также на четное число лет.

Новобрачные в облике зверей

Как только превращение совершалось, волки-оборотни спрыгивали с экипажей и с жалобным воем уходили с дороги. На домашних животных магия не распространялась, и лошади спокойно возвращались к себе в стойла.

Участь несчастных – сбившись в стаю и ни на минуту не покидая друг друга бродить с опущенными головами у селений, не заходя в них, подобно обычным волкам. Оборотни были крайне осторожны и остерегались встреч с охотниками. Если же это происходило, то человек-волк старался подставить свои бока под палочные удары (очевидно, в надежде на избавление от звериной шкуры).

Оборотни не умирают естественной смертью и не болеют, хоть и страдают от голода и тягостности своего положения. Единственное, что может их убить – выстрел из ружья. Когда охотник снимал с добычи шкуру, то обнаруживал под ней истлевшее платье, нательные кресты, а у новобрачных – обручальные кольца.

Как отличить оборотня от обычного волка

В отличие от простых волков, оборотни питаются исключительно растительной пищей, а также остатками человеческой пищи. Лишь в первый день по окончании Великого поста превращенный в волка человек мог позволить себе вкусить мяса. Делать это оборотни старались в глухих местах, подальше от человеческого жилья, при этом добычу делили поровну.

Мистические представления о волках в Витебском регионе
Охотники и их добыча – волки. Фото из журнала “Охотник Белоруссии”, №9, 1932 год

Оборотни хоть на время превращения и лишаются разума, тем не менее, не забывают людских обычаев и привычек. При отходе ко сну и пробуждении они «молятся», воя на восток или в сторону родных деревень. Спят оборотни не на голой земле, а на лежанках из мха, хвороста, травы и камней, по утрам «умываются», проводя мордой по росе, весной разгребают землю – пытаются пахать.

Главным же отличие оборотня от дикого волка является его покорность при встрече с человеком и полное отсутствие агрессии.

Как вернуть человеческий облик

Ни сам чародей, наславший на свадебную процессию проклятие, ни более сильный колдун не в состоянии сократить срок пребывания несчастных людей в зверином обличии.

Но люди с добрым сердцем могут помочь оборотню вновь стать человеком. Сделать это можно по-разному.

Мистические представления о волках в Витебском регионе
Волки. Музей природы и экологии Беларуси (Минск). Фото: Сергей Мартинович

Иногда, чтобы снять заклятие, необходимо заиграть на скрипке свадебную песню, обращаясь к волкам: «Не хватит ли вам ходить, людей смешить, собак дразнить? Идите лучше домой!» Как только оборотень услышит то место песни, на котором он стал волком, то немедленно примет человечий облик.

Можно бросить в оборотня суконным поясом, граблями или вилами, чтобы предмет этот перелетел от головы к хвосту животного и обязательно задел его задним концом.

Если снять с себя рубашку или штаны, разорвать их пополам и через голову бросить к лапам оборотня, то зверь станет человеком, как только коснется лохмотьев. Наконец, при встрече с волком на дороге следовало натянуть перед ним нить, а затем разорвать ее.

В отдельных случаях оборотням удавалось непреднамеренно сбросить с себя колдовство. Они могли вернуть прежний облик, пройдя под дугой первого в поезде экипажа, съев кусок свадебного каравая, вступив в схватку с настоящими волками и будучи погрызенными ими, либо, спасаясь от волков, прыгнув в проточную воду.

Оборотень после снятия колдовства

По истечении срока, на который было наложено заклятие, оборотни радостно подпрыгивали вверх и сбрасывали с себя волчьи шкуры. Чаще всего превращение в людей происходило на току, в пуне или гумне родного дома.

Мистические представления о волках в Витебском регионе
Чучело волка в Лепельском районном музее. Фото: Сергей Мартинович

Близкие с радостью встречали вернувших свой облик новобрачных и гостей, вели их в дом, где заканчивали прерванное свадебное празднество.

Дети оборотней

Традиционно на Витебщине к свадебному поезду не допускали беременных женщин – ради их же блага. Но если по недосмотру будущая мать все-таки отправлялась в церковь вместе с гостями, а в пути происходило превращение, то от волчицы рождался человек.

Увидевший столь необычное зрелище, случайный прохожий мог помочь несчастной матери вернуть свой изначальный облик. Для этого следовало расстелить на земле пояс, полотенце или платок, произнося при этом женские имена. Как только оборотень слышал свое, то немедленно сбрасывал волчью шкуру.

Мистические представления о волках в Витебском регионе
Лесной хищник. Фото: Сергей Мартинович

Однако подобное колдовство, совершенное во благо женщиной, могло превратить в волка ее саму, особенно если ее имя совпадало с именем оборотня.

Дети, прижитые оборотнями, рождались волками, а затем вместе со всеми принимали человечий облик. Однако к такому человеку до конца его дней «не приставало» христианское крещение.

Оборотни-мошенники

Николай Никифоровский отмечал, что опасения наших предков убить человека в волчьем обличии во многих местах спасал волков от поголовного истребления охотниками.

В то же время веру крестьян в оборотней часто использовали разные проходимцы. Он являлись в деревню и выдавали себя за гостей из заколдованного свадебного поезда, при этом слезно просили отыскать близких людей, не успевших вернуть свой облик, предлагали различные магические средства. Доверчивые сельчане собирали подаяние со всей деревни и отдавали мошенникам. А те, в свою очередь, шли побираться дальше.

Чупакабра из Беларуси. Как возникают мифы о том, что на людей нападают волки?

Шумилинские охотники начали массовый поход на волков. Почему?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий