БелГРЭС – «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране

Авторские статьи

как 90 лет назад в Оршанском районе строили электростанцию на болоте

Девяносто лет назад, 30 декабря 1928 года, газета «Известия» напечатала статью «На социалистических бастионах (От нашего белорусского корреспондента)», в которой рассказала о строительстве первенца крупной электроэнергетики нашей страны – Белорусской ГРЭС на Осиновском болоте (современный поселок Ореховск Оршанского района Витебской области).

БелГРЭС - «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране
Общий вид стройки БелГРЭС, шоссе и железной дороги. “Известия”, 30 декабря 1928 года

Полистаем ветхие газетные страницы и посмотрим, как выглядел поселок первостроителей БелГРЭС девять десятилетий назад.

Газета «Известия» писала 30 декабря 1928 года:

Вся Белоруссия в лесах. Тихие города и местечки оглушают стук топоров, пыхтенье машин. В лесных борах прорубаются просеки, человек изгоняет дикую тишь. Неприступные ранее топкие болота изрыты каналами и рвами.

Действительно, девяносто лет назад окрестности современного Ореховска занимало огромное Осиновское болото. Оно занимало площадь в 5 тысяч гектаров. Торф в болоте, состоявшем из четырех массивов, залегал на 9 метров в глубину. По тогдашним подсчетам, запасы осиновского торфа составляли 150 миллионов кубометров. Природного топлива для электростанции должно было хватить на сто лет.

БелГРЭС - «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране
Ореховское озеро. Фото: Сергей Мартинович

Теперь уже сложно представить, но добраться до места стройки БелГРЭС в 1920-е годы было очень сложно. На автомобиле можно было доехать только до деревни Гришаны по шоссе Орша-Витебск. Дальше до поселка Выдрица и деревни Орехи шла проселочная дорога протяженностью 8 верст, проехать по которой можно было только на лошади, пережив невероятную тряску.

Всякого, кто девяносто лет назад попадал в Выдрицу, встречало полуразрушенное здание завода с высокой кирпичной трубой. До революции здесь три тысячи рабочих по 12 часов в сутки вырабатывали древесный спирт и смолу. Потом владельцы предприятия бежали. К 1927 году Выдрицкий завод представлял собой здание без окон и дверей, провалившейся во многих местах крышей и стенами.

БелГРЭС - «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране
Корпуса бывшего Выдрицкого завода. “Известия”, 9 июля 1927 года

11 июля 1927 года был торжественно заложен первый камень в основание будущей Белорусской районной электростанции. Помещения завода в Выдрице были приведены в порядок, в них была обустроена временная электростанция. В числе первых были построены и отремонтированы 18 деревянных жилых домов для рабочих и 5 таких же домов для технического персонала стройки.

БелГРЭС - «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране
Жилые дома для строителей БелГРЭС в Выдрице. “Известия”, 27 июня 1927 года

Было начато строительство клуба-театра, телеграфа, почты и телефонной станции, бани, а также шоссе и железнодорожной ветки.

БелГРЭС - «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране
Строительство клуба-театра в Выдрице. “Правда”, 12 июля 1927 года

Рассказывая об успехах строительства электростанции на Осиновском болоте, газета «Известия» отмечала:

На Осинстрое работают свыше полутора тысяч рабочих, занято несколько сот подвод. Вдали от центра построек радиусом вырастают трансформаторные будки, понижательные станции. На болотах уже установлены торфомашины, проведены каналы, урегулированы реки Выдрица и Оршица, начались работы по корчевке и полировке.

БелГРЭС - «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране
Деревня Орехи. Строительство шоссе. “Правда”, 12 июля 1927 года

О важности строительства для республики говорил тот факт, что возводимую БелГРЭС окрестили «Белорусским Волховстроем» – по аналогии с Волховской гидроэлектростанцией, питавшей дешевой электроэнергией Ленинград.

БелГРЭС - «Белорусский Волховстрой», первая электростанция в стране
Главное здание Белорусской ГРЭС в Ореховске. Фото: Сергей Мартинович

В настоящее время Белорусская государственная районная электростанция и поселок при ней являются памятниками архитектуры советского конструктивизма. А Ореховское озеро – излюбленным местом отдыха жителей поселка и любителей рыбной ловли.

Первый ток: как это было?

Первая Белорусская ГРЭС в Оршанском районе. Три поэмы, стих и кинофильм в честь знаменитой станции

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Валерий 60102

    Статья интересная, но есть много неточностей. Осиновские болота находились не в окрестностях Ореховска а в 12 километрах от него в Осинторфе .Торф к станции возили по узкоколейке. Далее вы пишете что к месту строительства было трудно добраться, доехать можно было только до д. Гришаны. Так вот через деревню Орехи до 1850 года проходил почтовый тракт Санкт-Петербург – Екатеринославль и была деревянная почтовая станция Орехи, в указателе дорог Российской Империи изданном в 1804 году эта дорога числится под номером 148 стр. 98 и 99. В 1850 году было сдано в эксплуатацию шоссе Киев – Санкт-Петербург и дорога потеряла былое значение. Дорога имела покрытие из обтёсанного булыжного камня и проходила не через д. Гришаны а шла к д. Высокое и это покрытие сохранилось до 1927 года. И по рассказам моего отца частично было повреждено тракторами во время строительства станции а потом во время войны танками. Если взглянуть на карту 1925 года то кроме этой дороги от ст. Хлюстино к Выдрице идёт ширококолейная ж.д ветка построенная в 1921 – 23 годах к химическому заводу в Выдрице. Внизу на этой карте пометка что она составлена в 1923г. по рекогносцироке 22 года, поэтому ветка обозначена а завода ещё нет, он начал работать в 1924 г. На этом заводе работал мой дед , в июле 1941 г. ушёл на фронт. Фрагменты карт вставить не получилось если хотите я их вышлю по электронной.почте.

    Теперь подробнее о заводе в Выдрице. Когда до революции строился химический завод в урочище Выдрица вместе с ним была построена узкоколейка к ж. д. линии Орша – Смоленск и возле д. Макаровка появилась станция которая по требованию владельца этих земель была названа его именем. Завод имел паровоз и платформы на которых возили продукцию в Хлюстино, на обратном пути на них грузили древесину которую заготавливали и складировали по обеим сторонам узкоколейки. В 1905 г. владельцем завода стала немецкая фармацевтическая компания Шеринг. К 1917 году березняк в урочище Выдрица был вырублен и чтобы возить сырьё и топливо (дрова) из других мест без перегрузки в Хлюстино нужно было переложить узкоколейку на широкую колею. В 1921 г. немецкая компания Шеринг ведёт переговоры с Советским правительством о перекладке узкоколейки и восстановлении работы завода. Стороны не договорились и в 1921году без участия немцев начались работы по перекладке , в 23 г. ветка к заводу была построена и он заработал.
    На карте генштаба РККА 1928г. слева пометка что съёмка этой местности где Выдрица производилась в 1925г. На карте показан действующий химический завод с паровой машиной и ширококолейная ж.д. ветка к нему. А у вас фотография с разрушенным заводом в 1927г. что то тут не так. У завода был деревообрабатывающий цех . Древесина которую привозили на топливо сортировали и перерабатывали в этом цеху, циркулярная пила и др. станки в нём имели привод от паровой машины.У завода было много заказов на столярные изделия и пиломатериалы от населения и организаций. В начале 30- х заводу выделили делянки под вырубку возле д. Ромальдово для доставки древесины оттуда завод купил 2 грузовые машины . Это было успешно работающее и в финансовом плане богатое предприятие. После освобождения посёлка в июне 44г осенью этого года на заводе наладили выпуск медицинского спирта для госпиталей из картофеля который возили по востановленой ж.д. ветке В конце 1945 года завод закрыли.

    Ответить