С запуском первого трамвая в нашем городе 18 (30 июня) 1898 года связана интересная городская быль. Когда при большом скоплении народа Фернан Гильон, фактический хозяин витебского трамвая, должен быть дать отмашку, чтобы вагон начал движение, из толпы раздался возглас. Хорошо поставленный голос четко произнес:
Не пойдет!
А когда трамвай тронулся, тот же голос громко воскликнул:
Теперь не остановится!
Возможно, это просто легенда, но вот уже 120 лет трамвай продолжает свое движение по витебским улицам.
Такой интересной информацией поделился со слушателями курсов «Витебск: реальная и популярная история родного города» Василий Павлючков, теперешний директор музея витебского трамвая.
Еще в начале своего выступления Василий Михайлович отметил, что трамвай, наряду с Марком Шагалом и «Славянским базаром», по праву считается символом Витебска.
Во всем первый
Витебский трамвай – первое транспортное предприятие на белорусских землях и одно из первых в Российской империи.
Для нужд трамвайного хозяйства в 1897 году была построена электростанция, которая стала первым предприятием энергетики в Беларуси.
Кроме этого, трамвайное предприятие раньше других стало эксплуатировать автобусы, а в 1925 году в нашем городе был открыт первый автобусный маршрут.
География витебского трамвая
В строительстве трамвая в Витебске принимали участие зарубежные предприятия из Англии, Франции, Германии, Австрии и России, которые поставляли вагоны, рельсы, паровые котлы для электростанции и другие детали.
Сколько стоил витебский трамвай?
Строительство трамвая в нашем городе сегодня назвали бы крупнейшим инвестиционным проектом. Работы оценивались в 450 тысяч российских рублей или в 1 миллион 200 тысяч франков в ценах тех лет.
После основания акционерного общества «Витебский трамвай» было выпущено 12 тысяч акций. В фондах музея трамвая сегодня хранится одна такая акция, приобретенная на аукционе в Брюсселе 8 лет назад.
Как восприняли трамвай в Витебске?
В конце 19 века в нашем городе появление трамвая сопровождалось огромным резонансом. Негативно отнеслись к этому виду транспорта извозчики. Во-первых, трамвай стал их конкурентом в перевозке пассажиров. Во-вторых, громкого звука вагонов очень пугались лошади.
Узкие улочки и мост
Наибольшие трудности при строительстве были связаны с тем, что в Витебске многие улочки были очень узкими, а трамвайные пути занимали значительное место.
А через Витьбу по проекту Тихона Кибардина был построен небольшой мост для трамвайного движения.
Первые маршруты
Трамваи начинали свой путь на Соборной площади (сегодня – площадь Свободы). Первый маршрут шел по Большой Могилевской улице (сегодня – Ленина) через Могилевскую площадь.
Второй – через каменный мост по Смоленской улице (сегодня – Ленина) через улицу Больничную (сегодня – Горовца) до тюремного замка (сейчас – здание следственного изолятора).
Третий – по Задуновской улице (сегодня – проспект Фрунзе) к лазаретным зданиям (на этой территории размещаются корпус ВГМУ и трамвайное депо).
Четвертый – по улицам Замковой и Театральной через старый железный мост на Двине, по улицам Вокзальной (Кирова) и Ковальской (Космонавтов) к еврейской больнице (сегодня – станция скорой медицинской помощи возле автовокзала).
До 1930-х годов у трамваев не было номеров, лишь таблички с указанием конечных пунктов.
Запуск трамвая
На торжественной церемонии запуска нового вида транспорта присутствовали жители города, представители властей, руководители предприятий и учебных заведений, зарубежные гости и даже архиепископ витебский и полоцкий. А композитор Отто Крамер специально к этому событию написал «Трамвайный марш».
Продолжение лекции Василия Павлючкова состоится ориентировочно 16 января в областной библиотеке.
Недавно витебский трамвай отметил свое 120-летие. Однако юбилей решили не праздновать.
Трамвай как визитная карточка города. О чем знает начальник трамвайно-троллейбусного управления?
Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова.