Какой он, витебский трамвай? Какие вагоны в свое время бегали по нашему городу? Как они смотрелись бы на современных улицах?
На эти вопросы мы отвечали вместе с краеведом и фотохудожником Виктором Борисенковым и историком Вячеславом Голубевым.
Напомним, что наш рассказ начинался с первых советских вагонов типа «Х» и «М», которые появились на витебских улицах в 1929 году.
Они были предназначены под «узкую колею», но спустя два года их стали переделывать под современную, ширина которой – 1520 миллиметров.
Эти трамваи были уничтожены или сильно повреждены в годы Великой Отечественной войны, но затем восстановлены, модернизированы и прослужили нашему городу до конца 1960-х – начала 1970-х годов.
Вагон именно этой серии сегодня служить памятником в витебском депо и считается самым старым сохранившимся трамваем в Беларуси. Подробнее об этом можно узнать здесь.
С 1948 года в Витебск стали поставляться вагона типа «КТМ-1» и «КТП-1». Они отличались надежность, неприхотливостью и простотой конструкции. Но с точки зрения пассажиров эти трамвайные вагоны нельзя было назвать удобными.
Почему? Об этом подробно рассказал историк Вячеслав Голубев.
К юбилейной годовщине запуска первого трамвая в Витебске в 1958 году в город на Двине прибыли трамвайные вагоны «МТВ-82».
Всего таких вагонов было шесть: четыре поступили в 1958 году, два – в 1959 году. На витебских улицах их можно было встретить вплоть до начала 1980-х годов.
Характерными особенностями трамваев «МТВ-82» был громкий звонок, плавный ход, электропечи и приятное освещение в салоне.
Подробнее об этих вагонах можно узнать здесь.
Многие жители нашего города наверняка помнят трамвайные вагоны серии «РВ3», которые в народе прозвали «буханки». Впервые в Витебске они стали использоваться в 1967 году.
До нашего времени сохранился единственный вагон этого типа, произведенный в 1987 году: на нем сегодня возят экскурсии во время городских праздников.
Интересные факты о «буханках» и исторический парадокс во внешнем виде экскурсионного трамвая читайте здесь.
В потрясающем видео от Виктора Борисенкова «Маршруты памяти» старые трамваи возвращаются на витебские улицы.
Редакция «Витебского курьера» благодарит Виктора Борисенкова за предоставленные фотопроекции и видеоролик.
Помню))) Убрали трамваи, чтобы больше стало автомобилей, а теперь существует День без автомобиля. Парадокс.
О, парадоксы у нас любят.