Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова

Авторские статьи

Какой он, витебский трамвай? Какие вагоны в свое время бегали по нашему городу? Как они смотрелись бы на современных улицах?

На эти вопросы мы отвечали вместе с краеведом и фотохудожником Виктором Борисенковым и историком Вячеславом Голубевым. 

Напомним, что наш рассказ начинался с первых советских вагонов типа «Х» и «М», которые появились на витебских улицах в 1929 году.

Они были предназначены под «узкую колею», но спустя два года их стали переделывать под современную, ширина которой – 1520 миллиметров.

Эти трамваи были уничтожены или сильно повреждены в годы Великой Отечественной войны, но затем восстановлены, модернизированы и прослужили нашему городу до конца 1960-х – начала 1970-х годов.

Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова
Сцепка трамвайных вагонов типа «Х» и «М» на современной  улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Вагон именно этой серии сегодня служить памятником в витебском депо и считается самым старым сохранившимся трамваем в Беларуси. Подробнее об этом можно узнать здесь.

Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова
Этот вагон стал памятником в 2008 году. Фото Анастасии Вереск

С 1948 года в Витебск стали поставляться вагона типа «КТМ-1» и «КТП-1». Они отличались надежность, неприхотливостью и простотой конструкции. Но с точки зрения пассажиров эти трамвайные вагоны нельзя было назвать удобными.

Почему? Об этом подробно рассказал историк Вячеслав Голубев.

Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова
Вагоны типа «КТМ-1» и «КТП-1». Фотопроекция Виктора Борисенкова

К юбилейной годовщине запуска первого трамвая в Витебске в 1958 году в город на Двине прибыли трамвайные вагоны «МТВ-82».

Всего таких вагонов было шесть: четыре поступили в 1958 году, два – в 1959 году. На витебских улицах их можно было встретить вплоть до начала 1980-х годов.

Характерными особенностями трамваев «МТВ-82» был громкий звонок, плавный ход, электропечи и приятное освещение в салоне.

Подробнее об этих вагонах можно узнать здесь.

Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова
Вагон «МТВ-82» на современной витебской улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Многие жители нашего города наверняка помнят трамвайные вагоны серии «РВ3», которые в народе прозвали «буханки». Впервые в Витебске они стали использоваться в 1967 году.

До нашего времени сохранился единственный вагон этого типа, произведенный в 1987 году: на нем сегодня возят экскурсии во время городских праздников.

Интересные факты о «буханках» и исторический парадокс во внешнем виде экскурсионного трамвая читайте здесь. 

Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова
«Буханки» на витебских улицах. Фотопроекция Виктора Борисенкова

В потрясающем видео от Виктора Борисенкова «Маршруты памяти» старые трамваи возвращаются на витебские улицы.

Редакция «Витебского курьера» благодарит Виктора Борисенкова за предоставленные фотопроекции и видеоролик.

120 лет назад началась «трамвайная» эра в истории Витебска.

Есть ли будущее у витебского трамвая?

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Anna Goncharova

    Помню))) Убрали трамваи, чтобы больше стало автомобилей, а теперь существует День без автомобиля. Парадокс.

    Ответить
    1. Саша Май

      О, парадоксы у нас любят.

      Ответить