Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее. Понастальгируйте с нами!

Авторские статьи

потрясающие фотопроекции от Виктора Борисенкова

30 июня 1898 года (18 июня – по старому стилю) в Витебске в торжественной обстановке запустили первый трамвай. Специально по этому поводу витебский композитор Отто Крамер написал «Трамвайный марш», а на церемонию собрались местные жители, представители властей и многочисленные гости – делегации из других городов. Маршрут следования первого трамвая: от депо к Соборной площади, затем к Двинскому мосту по улице Замковой.

С этого дня прошло 120 лет, но и сегодня трамвай является одним из самых узнаваемых символов нашего города.

Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее. Понастальгируйте с нами!
Трамвай возле Полоцкого рынка. Фото Анастасии Вереск

«Витебский курьер» не один раз рассказывал про витебский трамвай: мы предлагали узнать 5 секретов местного трамвайного депо, отвечали на самые интересные вопросы из повседневной трамвайной жизни Витебска.

А сегодня вместе с краеведом, фотохудожником Виктором Борисенковым и историком Вячеславом Голубевым представляем новый проект – «Ретротрамвай на витебских улицах».

Многие из нас знают, по каким улицам в Витебске сегодня ходит трамвай и какие его модели можно у нас встретить, – рассказал Вячеслав. – Но при этом далеко не все могут ответить на вопрос, где еще несколько десятилетий назад в нашем городе можно было увидеть трамвайные пути, не говоря о старых, но очень симпатичных вагончиках, которые уже, к сожалению, стали историей.

Предлагаем представить, как старые трамвайные вагоны смотрелись бы на современных витебских улицах. А помог в этом Виктор Борисенков, который в своих новых фотопроекциях соединил прошлое и настоящее трамвайного Витебска. Получилось впечатляюще!

Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее. Понастальгируйте с нами!
Ретро-трамвай на современной витебской улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее. Понастальгируйте с нами!
Ретро-трамвай на современной витебской улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова

На этих фотопроекциях – сцепка первых советских, поставленных в Витебск в 1929 году, трамвайных вагонов типов «Х» и «М», – прокомментировал Вячеслав Голубев. – Эти трамваи были предназначены под «узкую колею», а спустя два года их стали переделывать под современную, шириной 1520 миллиметров. Изначально эти вагоны были двухкабинные и имели двери с обеих сторон. Во время Великой Отечественной войны такие вагоны были или уничтожены, или сильно повреждены, но позже, силами работников витебского трамвайного депо, некоторые из них были восстановлены.

По современным меркам такой вагон был неудобным как для водителя, так и для пассажиров: узкие двери, деревянные сиденья, расположенные продольно, отсутствие отопления, которое появилось только в ходе модернизации, необорудованное сиденьем рабочее место водителя (приходилось брать с собой обычную табуретку). Но зато они были просты в обслуживании, имели довольно прочную конструкцию и плавный ход.

 В 1950-е вагоны модернизировали: убрали вторую кабину, а двери стали открываться не вручную, а с помощью пневматического привода. Эти трамваи пробыли на линии до конца 1960-начала 1970-х годов, затем были списаны, в основном из-за того, что морально устарели. Хотя при необходимой модернизации и хорошем обслуживании вполне могли бы прослужить еще не один десяток лет.

Именно такой вагон сегодня служит памятником в Витебском депо. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее. Понастальгируйте с нами!
Ретро-трамвай на современной витебской улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Стоит отметить, что по современным улицам Комсомольской, Зеньковой и Советской Армии трамвай ходил с 1936 года по 1963 год, – рассказал Вячеслав. – Примечательно, что линия там была в основном однопутная, лишь на нескольких участках имелись разъезды.

А вот трамвайные пути от площади Свободы до площади Ленина, далее по улице Горовца и вокруг Смоленского рынка просуществовали до 1973 года и были демонтированы в связи с реконструкцией улицы Ленина.

Через неделю мы продолжим показывать старые трамваи на современных витебских улицах.

А пока предлагаем узнать, какой вы витебский трамвайный вагончик.

Редакция газеты «Витебский курьер» благодарит за предоставленные фотопроекции Виктора Борисенкова.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Валерий 60102

    Есть несколько замечаний по статье. Трамваи на широкую колею начали переделывать не через 2 года а спустя 6 лет. Прибывшие в 1934 году 4 новых вагона пошли по переложенным путям в декабре этого года а перекладка путей и переделка остальных вагонов началась в 1935 году.
    На сайте ВТТУ в публикациях есть информация : В связи с реконструкцией центральных улиц трамвайная линия по улице Ленина от пл. Свободы до Смоленского рынка с 19 апреля 1972 года была закрыта. Вместо нее в 1972-73гг. была построена новая трамвайная линия по восточному полукольцу и улице Садовой, Линия вокруг Смоленского рынка и Горовца была закрыта летом 1987 года из-за строительства девятиэтажного дома №75 возле рынка.

    Ответить
    1. Саша Май

      Валерий, спасибо))

      Ответить
    2. Vyacheslav Golubev

      https://uploads.disquscdn.com/images/baa0dc35215beeefa0a5f9e7d4f0e3d270baa6243abcf1d342117edfd03620b5.jpg Судя по всему, некоторые вагоны были переделаны под широкую колею еще в 1931, потому как именно вагон Х открывал движение по новой, широкой колее на Марковщину в 1931г.

      Ответить
      1. Валерий 60102

        Трамвай пошел на Марковщину в 1930 году, было получено 5 узкоколейных вагонов серии Х которые курсировали по маршруту Вокзал – льнопрядильная ф-ка Двина, эта статья из газеты Витебский пролетарий ноябрь 30 года .13 -ая годовщина Октября была в 1930 году.
        На сайте ВТТУ есть информация что трамвайную линию строили в несколько этапов, пуск был в 1930, а окончательно достроили трамвайную линию до фабрики «Двина» в 1931 году. Вот ещё информация:
        Согласно постановлению № 408 президиума Витебского городского совета от 29 мая 1935 года было принято решение:
        “…1) Обязать тов. Зильберга (главный инженер) форсировать работу по реконструкции трамвайных путей в Пролетарской Слободе, обеспечив окончание перекладки широкой колеи около нового моста не позже 10/VI– 35г.; окончание ширококолейного движения от Вокзала до Гражданской улицы не позже 5/VI– 35г.; реконструкцию узкоколейного пути от Вокзала до ф-ки «Двина» не позже 1/X– 35г.; установку и монтаж оборудования на подстанции до 5/XI– 35г.; третью ветку от Вокзала до Канавицкой ветки (товарного двора) до 1/VIII– 35г.; строительство трансформаторного киоска до 1/VII– 35г.; окончание капитального ремонта пути и сетей до 15/VIII– 1935 года.
        2) Разрешить управлению трамвая перенести, согласно проекту, дом № 6 по Гражданской улице на другое место и снять половину ветхого дома № 14 по ул. Буденного, в связи с угрозой безопасности движения…”.

  2. Лясун Гаюн

    на первом фото далеко не Смоленский рынок, это Титова возле Полоцкого
    редакторы города не знают – стыдоба :(

    Ответить
    1. Саша Май

      В подписи под фото просто описка: вместо Полоцкого рынка указан Смоленский. Извините за неточность.

      Ответить
  3. Viktoria Kharkevich

    Спасибо большое за статью, впечатляющие сопоставления. “Курьер” на высоте. У меня вопрос: в своей книге Л. Забелло пишет, что первые трамваи Х серии появились в Витебске в 1934 года, а в статье упоминается 1929. Не подскажите, на какой источник ссылается Вячеслав Голубев, упоминая 29 год? Спасибо..

    Ответить
    1. Саша Май

      Спасибо и Вам за отзыв. Уточним у Вячеслава, напишем.

      Ответить
      1. Саша Май

        Вячеслав утверждает, что трамваи этого типа появились в Витебске раньше, чем в 1934 году, чему есть несколько подтверждений. Сохранившиеся до нашего времени фотографии. К примеру, вот эта: из музея ВТТУ, 1932-1933 год, трамвай серии “Х” на узкой колее. Статья из “Витебского рабочего”, в которой указано, что в 1931 году вагон типа “Х” открывал движение на Марковщину