Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее. Понастальгируйте с нами!

потрясающие фотопроекции от Виктора Борисенкова

30 июня 1898 года (18 июня – по старому стилю) в Витебске в торжественной обстановке запустили первый трамвай. Специально по этому поводу витебский композитор Отто Крамер написал «Трамвайный марш», а на церемонию собрались местные жители, представители властей и многочисленные гости – делегации из других городов. Маршрут следования первого трамвая: от депо к Соборной площади, затем к Двинскому мосту по улице Замковой.

С этого дня прошло 120 лет, но и сегодня трамвай является одним из самых узнаваемых символов нашего города.

Трамвай возле Полоцкого рынка. Фото Анастасии Вереск

«Витебский курьер» не один раз рассказывал про витебский трамвай: мы предлагали узнать 5 секретов местного трамвайного депо, отвечали на самые интересные вопросы из повседневной трамвайной жизни Витебска.

А сегодня вместе с краеведом, фотохудожником Виктором Борисенковым и историком Вячеславом Голубевым представляем новый проект – «Ретротрамвай на витебских улицах».

Многие из нас знают, по каким улицам в Витебске сегодня ходит трамвай и какие его модели можно у нас встретить, – рассказал Вячеслав. – Но при этом далеко не все могут ответить на вопрос, где еще несколько десятилетий назад в нашем городе можно было увидеть трамвайные пути, не говоря о старых, но очень симпатичных вагончиках, которые уже, к сожалению, стали историей.

Предлагаем представить, как старые трамвайные вагоны смотрелись бы на современных витебских улицах. А помог в этом Виктор Борисенков, который в своих новых фотопроекциях соединил прошлое и настоящее трамвайного Витебска. Получилось впечатляюще!

Ретро-трамвай на современной витебской улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Ретро-трамвай на современной витебской улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова

На этих фотопроекциях – сцепка первых советских, поставленных в Витебск в 1929 году, трамвайных вагонов типов «Х» и «М», – прокомментировал Вячеслав Голубев. – Эти трамваи были предназначены под «узкую колею», а спустя два года их стали переделывать под современную, шириной 1520 миллиметров. Изначально эти вагоны были двухкабинные и имели двери с обеих сторон. Во время Великой Отечественной войны такие вагоны были или уничтожены, или сильно повреждены, но позже, силами работников витебского трамвайного депо, некоторые из них были восстановлены.

По современным меркам такой вагон был неудобным как для водителя, так и для пассажиров: узкие двери, деревянные сиденья, расположенные продольно, отсутствие отопления, которое появилось только в ходе модернизации, необорудованное сиденьем рабочее место водителя (приходилось брать с собой обычную табуретку). Но зато они были просты в обслуживании, имели довольно прочную конструкцию и плавный ход.

 В 1950-е вагоны модернизировали: убрали вторую кабину, а двери стали открываться не вручную, а с помощью пневматического привода. Эти трамваи пробыли на линии до конца 1960-начала 1970-х годов, затем были списаны, в основном из-за того, что морально устарели. Хотя при необходимой модернизации и хорошем обслуживании вполне могли бы прослужить еще не один десяток лет.

Именно такой вагон сегодня служит памятником в Витебском депо. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Ретро-трамвай на современной витебской улице. Фотопроекция Виктора Борисенкова

Стоит отметить, что по современным улицам Комсомольской, Зеньковой и Советской Армии трамвай ходил с 1936 года по 1963 год, – рассказал Вячеслав. – Примечательно, что линия там была в основном однопутная, лишь на нескольких участках имелись разъезды.

А вот трамвайные пути от площади Свободы до площади Ленина, далее по улице Горовца и вокруг Смоленского рынка просуществовали до 1973 года и были демонтированы в связи с реконструкцией улицы Ленина.

Через неделю мы продолжим показывать старые трамваи на современных витебских улицах.

А пока предлагаем узнать, какой вы витебский трамвайный вагончик.

Редакция газеты «Витебский курьер» благодарит за предоставленные фотопроекции Виктора Борисенкова.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА