Старый трамвай на витебских улицах: вагоны запомнились грохотом, тряской, дребезжащими стеклами и воем

Авторские статьи

Виктор Борисенков соединил прошлое и настоящее

С чем у вас ассоциируется Витебск? С «синим» домом, «Славянским базаром», Ратушей? Наверняка, в этот ряд можно поставить и трамвай. Недаром наш город был первым на территории современной Беларуси, где запустили этот вид транспорта. А с того момента прошло уже 120 лет!

Неделю назад вместе с краеведом, фотохудожником Виктором Борисенковым и историком Вячеславом Голубевым мы представили новый проект – «Ретротрамвай на витебских улицах». Тогда мы рассказывали про первые советские трамвайные вагоны в Витебске – типа «Х» и «М». Как это было, можно вспомнить здесь.

Сегодня предлагаем посмотреть старинные трамваи на современных витебских улицах. Для этого Виктор Борисенков соединил прошлое и настоящее: взял старые фотографии трамвайных вагонов и с такого же ракурса сделал современные снимки этих мест.

Как здорово у него это получилось, смотрите сами.

Старый трамвай на витебских улицах: вагоны запомнились грохотом, тряской, дребезжащими стеклами и воем
Фотопроекция Виктора Борисенкова
Старый трамвай на витебских улицах: вагоны запомнились грохотом, тряской, дребезжащими стеклами и воем
Фотопроекция Виктора Борисенкова
Старый трамвай на витебских улицах: вагоны запомнились грохотом, тряской, дребезжащими стеклами и воем
Фотопроекция Виктора Борисенкова

На этих фотографиях можно увидеть сцепку вагонов типа КТМ-1 и КТП-1, которые стали поставляться в Витебск с 1948 года, – прокомментировал историк Вячеслав Голубев. – Эти трамваи отличались неприхотливостью, простотой конструкции и надежностью. С точки зрения современного пассажира такой вагон вряд ли можно было назвать удобным. Деревянные сиденья и пол, малая вместимость салона, отсутствие отопления – вагон мало чем отличался от довоенных предшественников.

В тоже время по сравнению с вагонами, которые поступили в Витебск до войны, эти имели четырехстворчатые двери, но вход и выход усложнялся наличием перегородки, которая разделяла четырехстворчатую дверь на две двустворчатые. Сами двери, которые открывались наружной стороной вовнутрь, тоже доставляли определенные неудобства: иногда они могли «вытолкнуть» зазевавшихся на ступеньках пассажиров обратно на улицу, в дождливую погоду испачкать одежду, не говоря уже о том, что вносить коляску или большую сумку в салон было очень трудно.

Зато детям нравилось ездить в прицепном вагоне, где было установлено большое штурвальное колесо на задней площадке. Оно служило рычагом стояночного тормоза и, понятное дело, для пассажиров было заблокировано. Однако сколько детишек во время поездки воображали себя капитанами! Взрослым же эти вагоны запомнились довольно сильным грохотом, тряской, дребезжащими стеклами и своеобразным воем, с которым эти трамваи преодолевали повороты. Дополнительный дискомфорт создавал гул работающего компрессора – шумоизоляция была очень слабая.

Но для своего времени вагон можно назвать современным. По сравнению с довоенными вагонами, в кабине водителя было установлено сиденье, здесь была электрическая печь отопления, да и само расположение приборов и рукояток было более эргономичным».

Старый трамвай на витебских улицах: вагоны запомнились грохотом, тряской, дребезжащими стеклами и воем
Фотопроекция Виктора Борисенкова

Вагоны типа КТМ-1 и КТП-1 в 60-е годы очень часто можно было встретить на городских улицах. А вот до нашего времени, к сожалению, они не сохранились: были списаны в конце 70-х годов. Сегодня мы можем увидеть их только на старых фотографиях.

Где в нашем городе находится самый вагон в Беларуси, можно узнать здесь. Также предлагаем узнать узнать 5 секретов местного трамвайного депо.

Редакция газеты «Витебский курьер» благодарит за предоставленные фотопроекции Виктора Борисенкова.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий