и фотопроекции Виктора Борисенкова
Наверняка, современная молодежь, услышав фразу вроде «пошли кататься на буханке», покрутит пальцем у виска. А ведь еще не так давно трамваи этой серии чаще всего можно было встретить на витебских улицах, но до наших дней сохранился единственный вагон, который сегодня возит экскурсионные группы во время празднования Дня города.
«Буханки» или «батончики», как прозвали в народе трамвайные вагоны серии РВ3, появились в Витебске еще в 1967 году, – рассказал историк Вячеслав Голубев. – Они имели некоторое сходство со своим предшественником, трамваем МТВ-82, но значительно уступали ему как в надежности, так и в прочности. Компоновка салона осталась практически такой же: мягкие сиденья диванного типа и две пассажирские двери, правда, они были не створчатыми, а ширмовыми. Это облегчило посадку и высадку пассажиров и позволило проносить в салон коляску. Немного мешал поручень, который разделял дверной проем на две части, но его часто демонтировали для удобства людей.
Вагоны полюбились жителям Витебска своим плавным и мягким ходом, а водители оценили более эргономичное расположение органов управления и хороший обзор благодаря широкому панорамному остеклению.
По словам Вячеслава, не все знают, что по трамвайным путям нашего города ходили три поколения «буханок», которые отличались между собой.
Первая модель имела обозначение РВЗ-6М, под лобовым стеклом вагона можно было увидеть эмблему завода – пятиконечную звезду, оформленную «птицей». Затем звезду сменили латинские буквы RVR – новый логотип завода-производителя. Последние эти вагоны исчезли с городских улиц в 1990-е годы. Из этой серии в витебском депо остался единственный служебный вагон – вышка контактной сети.
Третье поколение этих вагонов – РВЗ-6М2 – появилось на улицах нашего города в 1975 году и обслуживало пассажиров до конца 2013 года. Эта «буханка» отличалась наличием под лобовыми окнами квадратной розетки, с помощью которой можно было сцепить вместе два вагона, а буквы RVR оказались ближе к передней двери.
Если у первого поколения РВ3 заднее остекление было тройным, то у третьего – одиночным. Последние вагоны РВЗ-6М2 пришли в Витебск в 1987 году, а прослужили до 2013 года. Впрочем, при должном уходе они могли бы бегать и сегодня.
Многим горожанам запомнилась «фишка» этих трамваев – деревянный ящик в задней части салона. Разгадка проста: там располагалась щелочная АКБ, которую решили установить в дополнение к существующей системе низковольтного оборудования.
Единственный сохранившийся до наших дней вагон этой серии, который сегодня используется как экскурсионный, был построен в 1987 году, – рассказал Вячеслав. – Интересно, что его «состарили» и внесли некоторое противоречие: вместо прилепленной «птицы» на передней части должна была располагаться квадратная розетка. Получился исторический пародокс: буквы RVR возле передней двери и «птица» никогда не располагались вместе. Почему бы не вернуть вагону аутентичный вид? И очень здорово, если бы в городе появился второй экскурсионный трамвай, который можно сделать из вагона-вышки, произведенного в 1968 году.
Редакция «Витебского курьера» благодарит Вячеслава Голубева за информацию, а Виктора Борисенкова – за предоставленные фотопроекции.
Старый трамвай: надежности этого вагона могут позавидовать даже современные модели.
В Витебске утилизировали платформу, которая принимала участие в празднике к столетию трамвая.
Есть ли будущее у витебского трамвая?
Старый трамвай на витебских улицах: соединяем прошлое и настоящее. Понастальгируйте с нами!