120 лет назад началась «трамвайная» эра в истории Витебска

как это было

В июне 1898 года в губернском Витебске произошло важное событие: пуск электрического трамвая. Напомним, наш город стал первым белорусским населенным пунктом, где появился этот вид транспорта,  до этого передвигаться по городу можно было либо пешком, либо на извозчике.

Открытие первой трамвайной линии стало большим событием в жизни города, трамвай сразу стал пользоваться популярностью. Как мы писали ранее, в память об этом событии в июне 2013 года был открыт памятник трамваю.

Соборная площадь Витебска. Фрагмент почтовой открытки начала ХХ века. Фото evitebsk.com

Работа трамвая в городе регламентировалась правилами, утвержденными городской думой. Движение начиналось в 7 часов утра летом и в 8 часов утра зимой. Прекращалось — в 11 часов вечера. Оплата за проезд в трамвае была равна 5 копейкам для взрослых и 3 — для учащихся учебных заведений (в форме). С детей от 5 лет и старше взималась полная плата.

Старые трамваи были не самым комфортным транспортом: сиденья деревянные, трясет, дребезжит, зимой не теплее, чем на улице, а летом — парник. Окна приходилось опускать до самого низа, чтобы как-то поступал свежий воздух.

Трамвай возле Николаевского собора (ныне — площадь Свободы). Фото evitebsk.com

Главным в трамвае был, как ни странно, не вагоновожатый, а кондуктор. Первый был исполнителем и «мелкой сошкой», а второй небольшим, но все же начальником. Кондуктор был обязан, проконтролировав, что все зашли и купили билеты, закрыть дверь и дать команду вагоновожатому с помощью звонка на отправление. Вдоль стены всего салона был протянут шнур, кондуктор дергал за него из любой части салона — это и было сигналом для вагоновожатого к отправлению.

Двери на трамваях долгое время открывались и закрывались вручную, поэтому часто пассажиры сходили не там, где остановка, а там где надо, а самые шустрые умудрялись запрыгивать в трамвай на ходу. А уж катание на подножке и «колбасе» было излюбленным делом не только детей. «Колбасой» называли скатку кабелей, которыми к моторному вагону прицеплялся второй вагон.

Фото носит иллюстративный характер russiainphoto.ru

О том, с какими трудностями сталкивались первые водители и кондуктора, можно узнать здесь.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА