что было общего у старых и современных витебских трамваев и чем они отличались
Трамвай в Витебске был исторически первым и главным видом городского общественного транспорта. В былые годы этот вид транспорта обеспечивал до 70% пассажирских перевозок Витебска.
Кроме того, трамвай был и является не только быстрым и удобным средством передвижения, но и своеобразной отличительной особенностью Витебска, одной из его достопримечательностей. Оно и понятно: мало какой город не только в Беларуси, но и на всем постсоветском пространстве смог бы похвастаться городским электротранспортом, действующим уже 120 лет!
Сегодня мы расскажем о том, что было общего у старых и современных витебских трамваев и чем они отличались.
Как известно, витебский трамвай начал свою историю в 1898 году и был детищем бельгийских предпринимателей. Первые трамвайные линии нашего города были узкоколейными, рельсы укладывались в желоба уличной брусчатки на щебень и песок без шпал. Такая конструкция делала эксплуатацию данного вида транспорта крайне ненадежной. Например, в 1910-11 годах трамвайные вагоны сходили с рельс 32 раза – почти 1,5 раза в месяц.
Трамвайные вагоны были произведены для дореволюционного Витебска немецкими фирмами MAN и «Готэр Вагонфабрик», а также бельгийской фирмой «Индастри».
Вагоны были небольшими по размеру и не слишком вместительными: моторный вагон имел 32 места, прицепной – 28.
Для сравнения: современный белорусский трамвай модели 62103 рассчитан на 159 человек, имеет 29 сидячих мест. Кстати, до революции все места внутри салона трамвая были сидячими, а стоячие располагались снаружи, на специальных площадках. Стоя приходилось работать и водителям витебских трамваев, более того, их кабины не имели даже стекол для защиты от ветра, снега и дождя.
Остановки трамвая в Витебске по пути его следования оборудованы не были; вход в вагоны и высадка из них осуществлялись прямо на ходу. Вследствие этого трамваи вынуждены были двигаться с очень маленькой скоростью, получив от горожан прозвище «бельгийской черепахи». При этом пассажиры часто жаловались на холод и сквозняки в трамвайных вагонах зимой и, наоборот, на жару и отсутствие вентиляции летом, на шум, скрежет, толчки при движении трамваев по рельсам.
Бельгийские трамваи эксплуатировались в Витебске 40 лет. Лишь в 1938 году закончилась реконструкция городской трамвайной сети, результатом которой стала замена узкоколейного полотна на широкую колею. Тогда же весь подвижной состав был заменен с иностранного на советский, производства Мытищинского завода.
Однако в истории города трамвай был не только средством передвижения, но и средством агитации и пропаганды.
Случилось это в 1920 году. Тогда к первомайским торжествам по решению губернского Политпросвета витебские трамваи были расписаны революционными лозунгами. Работа была выполнена участниками знаменитого авангардного творческого объединения «Утвердители нового искусства» (УНОВИС) Н. Коган и А. Цетлин.
По бокам трамваев, ниже линии окон, были нанесены выполненные в духе супрематизма Казимира Малевича лозунги «Владыкой мира будет труд» и «Всю жизнь в субботник превратим» в сочетании с геометрическими фигурами-символами.
1 мая 1920 года необычные трамваи выехали на улицы города. Идея художественного оформления городского транспорта была по достоинству оценена городскими властями, и уже через месяц один из таких трамваев был переоборудован в специальный агиттрамвай со штатом артистов, чтецов и ораторов.
Агиттрамвай останавливался на многолюдных улицах, базарах, площадях, и в это время прямо на его платформе устраивались спектакли, митинги и выступления, ставившие целью разъяснить местным жителям мероприятия советской власти, рассказать о событиях на фронтах гражданской войны и в тылу.
Супрематические трамваи курсировали по городу несколько лет. Учившийся в те годы в Витебском художественном техникуме художник В. Атуфьев вспоминал, что в 1924-1925 годах росписи на трамваях сохранялись и отличались исключительной свежестью и новизной.
Прошло 96 лет, и лозунги Казимира Малевича вновь засияли красками уже на современных витебских трамваях.
23 сентября 2016 года на маршруты Витебска вышли два трамвая и троллейбус с восстановленными супрематическими росписями, цитатами из трактатов Малевича по теории «нового искусства» и информацией о художниках-авангардистах. Росписи были восстановлены по снимкам и макетам старшим преподавателем кафедры дизайна Витебского государственного технологического университета Ильей Гурко и преподавателем колледжа культуры и искусств Степаном Дроздовым в рамках проекта «Историко-культурное наследие «УНОВИС» — культурный код развития города Витебска».
Уникальные росписи витебских трамваев – это не только напоминание жителям нашего города о великих художниках, творивших в Витебске, но и возможность прикоснуться к истории, ощутить сопричастность к событиям столетней давности, почувствовать себя пассажиром ушедшего в небытие старого бельгийского трамвая в городе над Двиной.
Недавно витебский трамвай отметил свое 120-летие. Однако юбилей решили не праздновать