Четыре возраста железнодорожного вокзала в Витебске

начало XX века, до войны и после нее, реконструкция 2007-2011 годов

История вокзала в Витебске во многом отражает историю самого города. Напомним, начиналось всё в 1866 году с открытия железнодорожного движения по Рижско-Орловской магистрали и постройки вокзала, который стал «маяком цивилизации» и важнейшей точкой притяжения как для местного населения, так и для возросшего числа путешествующих людей. За время своего существования вокзал перестраивали и расширяли четыре раза.

1. Первоначально здание вокзала представляло собой трехэтажную каменную постройку в виде «представительного дворца путей сообщения» с пешеходным переходным мостом закрытого типа на пассажирские платформы.

Начало XX века. Фото evitebsk.com

2. В 1912 году вокзал был расширен за счет пристройки одноэтажного здания.

Здание вокзала со стороны железнодорожных путей. Фото evitebsk.com

На нижнем этаже размещались залы для пассажиров І, ІІ, ІІІ класса, телеграф и почтовое отделение. На верхних этажах – служебные кабинеты и жилые помещения. В таком виде вокзал просуществовал до 1941 года.

Вокзал после 1912 года. Фото evitebsk.com

Иван Бунин, который в начале XX века бывал в Витебске, в своем пятитомном автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» так описал железнодорожный вокзал:

Буфет освещала только сонная лампа на стойке, в стенных часах постукивало с такими оттяжками, точно само время было на исходе. Я целую вечность сидел один, в мёртвой тишине… Тихий, полутёмный буфет со стойкой и сонно горящей на ней лампой, сумрачное пространство станционной залы, её длина и высота, стол, занимающий всю её середину, убранный с обычной для всех станций казённостью, дремотный старик-лакей с гнутой спиной и висящими, отстающими сзади фалдами, который, оседая на ноги, вытащил себя откуда-то из-за стойки, когда пряно запахло по буфету этим ночным вокзальным самоваром, и стал с недовольной старческой неловкостью влезать на стулья возле стен и дрожащей рукой зажигать стенные лампы в матовых шарах… потом рослый жандарм, который, пренебрежительно гремя шпорами, прошёл по буфету на платформу в длинной до пят шинели, своим разрезом сзади напоминающей хвост дорогого жеребца, — что это такое? зачем? почему? И как не похожа была ни на что та свежесть зимней ночи, снегов, которой пахнул жандарм со двора, выходя на платформу!

В годы Великой Отечественной войны вокзал станции Витебск был полностью разрушен.

Фото evitebsk.com

3. В июле 1944-го сразу после освобождения города началось строительство нового вокзала.

Строительство здания железнодорожного вокзала. 1951 год. Фото из фондов областного краеведческого музея

По данным сайта Белорусской железной дороги, послевоенный вокзал станции Витебск был сдан в эксплуатацию в 1953 году. Двухэтажное здание было построено в духе того времени — в стиле советского неоклассицизма.

Все постройки в этом стиле отличаются монументальностью и основательностью, часто по принципу «чем больше и монументальней, тем лучше». Это должно было свидетельствовать об единстве и крепости народа. Архитектор проекта – Борис Мезенцев.

Вокзал в Витебске — удачный пример архитектуры сталинского периода. Фото evitebsk.com

Для отражения в архитектуре побед и достижения эпохи фасад вокзала в Витебске украсили барельефами, лепными нишами, небольшими колоннами коринфского ордера и символами советской власти.

Главный фасад вокзала выделен тремя широкими оконными арочными проемами. Фото evitebsk.com

Роскошь внутреннего интерьера подчеркивала мраморная отделка, лепные детали, розетки в потолке, массивные люстры.

Фото Константина Дурихина

На железнодорожном вокзале было все богато, помпезно — не так жили советские граждане в 50-х годах. Но так выглядели главные здания эпохи.

Ресторан на железнодорожном вокзале Витебска. Фото 50-х годов

4. Современный облик вокзал приобрел в результате реконструкции 2007-2011 годов.

Фото evitebsk.com

Была обновлена внутренняя и внешняя отделка здания, установлены новые люстры и электронные информационные табло, смонтированы два лифта с панорамными кабинами. Проведена реконструкция переходного моста, посадочных платформ и привокзальной территории. Мост и все четыре платформы пассажирской станции стали крытыми — над ними возвели навесы.

Фото Светланы Васильевой

Современное здание вокзала вместе с архитектурным ансамблем улицы Кирова и Привокзальной площадью включены в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска».

Как театр начинается с вешалки, так Витебск начинается с вокзала. Фото Светланы Васильевой

Новый символ витебского вокзала.

Как Бунин по Витебску гулял.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА