начало XX века, до войны и после нее, реконструкция 2007-2011 годов
История вокзала в Витебске во многом отражает историю самого города. Напомним, начиналось всё в 1866 году с открытия железнодорожного движения по Рижско-Орловской магистрали и постройки вокзала, который стал «маяком цивилизации» и важнейшей точкой притяжения как для местного населения, так и для возросшего числа путешествующих людей. За время своего существования вокзал перестраивали и расширяли четыре раза.
1. Первоначально здание вокзала представляло собой трехэтажную каменную постройку в виде «представительного дворца путей сообщения» с пешеходным переходным мостом закрытого типа на пассажирские платформы.
2. В 1912 году вокзал был расширен за счет пристройки одноэтажного здания.
На нижнем этаже размещались залы для пассажиров І, ІІ, ІІІ класса, телеграф и почтовое отделение. На верхних этажах – служебные кабинеты и жилые помещения. В таком виде вокзал просуществовал до 1941 года.
Иван Бунин, который в начале XX века бывал в Витебске, в своем пятитомном автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева» так описал железнодорожный вокзал:
Буфет освещала только сонная лампа на стойке, в стенных часах постукивало с такими оттяжками, точно само время было на исходе. Я целую вечность сидел один, в мёртвой тишине… Тихий, полутёмный буфет со стойкой и сонно горящей на ней лампой, сумрачное пространство станционной залы, её длина и высота, стол, занимающий всю её середину, убранный с обычной для всех станций казённостью, дремотный старик-лакей с гнутой спиной и висящими, отстающими сзади фалдами, который, оседая на ноги, вытащил себя откуда-то из-за стойки, когда пряно запахло по буфету этим ночным вокзальным самоваром, и стал с недовольной старческой неловкостью влезать на стулья возле стен и дрожащей рукой зажигать стенные лампы в матовых шарах… потом рослый жандарм, который, пренебрежительно гремя шпорами, прошёл по буфету на платформу в длинной до пят шинели, своим разрезом сзади напоминающей хвост дорогого жеребца, — что это такое? зачем? почему? И как не похожа была ни на что та свежесть зимней ночи, снегов, которой пахнул жандарм со двора, выходя на платформу!
В годы Великой Отечественной войны вокзал станции Витебск был полностью разрушен.
3. В июле 1944-го сразу после освобождения города началось строительство нового вокзала.
По данным сайта Белорусской железной дороги, послевоенный вокзал станции Витебск был сдан в эксплуатацию в 1953 году. Двухэтажное здание было построено в духе того времени — в стиле советского неоклассицизма.
Все постройки в этом стиле отличаются монументальностью и основательностью, часто по принципу «чем больше и монументальней, тем лучше». Это должно было свидетельствовать об единстве и крепости народа. Архитектор проекта – Борис Мезенцев.
Для отражения в архитектуре побед и достижения эпохи фасад вокзала в Витебске украсили барельефами, лепными нишами, небольшими колоннами коринфского ордера и символами советской власти.
Роскошь внутреннего интерьера подчеркивала мраморная отделка, лепные детали, розетки в потолке, массивные люстры.
На железнодорожном вокзале было все богато, помпезно — не так жили советские граждане в 50-х годах. Но так выглядели главные здания эпохи.
4. Современный облик вокзал приобрел в результате реконструкции 2007-2011 годов.
Была обновлена внутренняя и внешняя отделка здания, установлены новые люстры и электронные информационные табло, смонтированы два лифта с панорамными кабинами. Проведена реконструкция переходного моста, посадочных платформ и привокзальной территории. Мост и все четыре платформы пассажирской станции стали крытыми — над ними возвели навесы.
Современное здание вокзала вместе с архитектурным ансамблем улицы Кирова и Привокзальной площадью включены в «Государственный список историко-культурных ценностей Витебска».
SOS! Ленина, 74,,вроде, сносят историческое здание.
мы проконсультировались, завтра утром будет статья про это здание