дом №2/1 – первый по четной стороне
Прогуливаясь по современным улицам, вам никогда не хотелось узнать, что здесь размещалось раньше и кто проживал в этих домах?
Отыскать информацию об этом можно с помощью архивных документов. Потому вместе с ведущим архивистом Государственного архива Витебской области Светланой Мясоедовой мы решили рассказать об интересных адресах Витебска. А начнем мы с одной из старейших и известных улиц нашего города – улицы Замковой.
Застройка на Замковой существовала еще в ХІІ-ХІІІ веках. Первые названия улицы — Великая и Доминиканская, в 1922 году она была переименована в честь Льва Троцкого, затем некоторое время носила имя Правды, а после Великой Отечественной войны даже успела побыть проспектом Кирова.
Историческое название Замковая, известное с ХІХ века, вернули улице в 1974 году.
Интересно, что раньше Замковая имела другую трассировку: она начиналась от Соборной площади (современная – площадь Свободы), а заканчивалась возле Благовещенской церкви, а не выходила прямо на мост, как сегодня. Перепланировали улицу уже в послевоенные годы.
ДОМ №2/1 — первый по четной стороне.
Здесь жили Юдэль Пэн, зубной врач Cамуил Хейн и его жена Берта
Он находился на углу улиц Замковой и Гоголевской улиц (сегодня – Замковая и Ленина). В марте 1924 года здание представляло собой каменный двухэтажный с полуподвальным нежилым помещением и частично трехэтажный дом.
Три торговые помещения на первом этаже занимал магазин №6, также здесь была одна жилая комната. В полуподвале находились три нежилые комнаты и одна жилая.
На втором этаже были три квартиры из 11 комнат, три ванны, кухни, передние комнаты, на третьем этаже – одна квартира на четыре комнаты, ванная, передняя, кухня.
Кстати, именно в этом доме в квартире №4 (выходила на Гоголевскую) проживал художник Юдель Пэн.
В 1930-е годы в подвальном помещении (со стороны Замковой) открылась хлебопекарня, дымоходы которой проходили через жилые квартиры. Дым доставлял немало неудобств жильцам. На первом этаже работал вино-гастрономический магазин (со стороны Гоголевской), посетители которого также досаждали проживающим здесь людям.
Кроме этого, в теплых подъездах ночевали беженцы с Украины, а на чердаке обитал «бандитский притон беспризорных». С беспорядком, который происходил в помещениях под крышей, неоднократно просили разобраться жильцы дома. В архиве сохранилось их заявление, подписанное в том числе и Пэном, с просьбой очистить чердак от беспризорных.
С 21 ноября 1918 года в доме №2/1 открылись два зубоврачебных кабинета, в которых оказывали медицинскую помощь служащим советских учреждений.
Лечением зубов занимались зубной врач Самуил Хейн и его жена Берта. Они вели прием ежедневно с 11 до 19 часов, с перерывом на обед – с 15.00 до 16.00.
Прием был платный: за визит нужно было заплатить 1 рубль, чистка зубов стоила 3 рубля, удаление с болью – 2 рубля, без боли – 5 рублей. Также здесь можно было поставить цементную или гуттаперчевую пломбы за 4 рубля, серебряную пломбу за 5 рублей, фарфоровую – за 6 рублей и даже золотую – за 35 рублей.
К слову, зубоврачебный кабинет в квартире Хейнов работал еще и до революции.
Кто проживал в других домах на улице Замковой, мы расскажем в следующий раз.
А пока предлагаем узнать, кто все-таки убил Пэна? Малоизвестные факты о громком преступлении в Витебске.