Кто все-таки убил Пэна? Малоизвестные факты о громком преступлении в Витебске

Неха Файнштейн, племянница Пэна: «Чудовищное обвинение – ошибка, искалечившая жизнь нашей семьи»

81 год назад, 1 марта 1937 года, в Витебске был обнаружен убитым художник, учитель Марка Шагала Юдель Пэн. Несмотря на то, что с того дня прошло много времени, в деле остается много вопросов.

витебск, пэн, мемориальная доска

Мемориальная доска Юделю Пэну в Витебске. Фото Саши Май

С помощью историка Инны Абрамовой, которая посвятила громкому преступлению главу «Тайна убийства на улице Гоголевской» в своей книге «Витебская милиция», и ведущего архивиста Государственного архива Витебской области Светланы Мясоедовой мы собрали малоизвестные факты об этом происшествии.

Неблагополучный дом

Квартира №4, в которой проживал Юдель Пэн, находилась в каменном двухэтажном, частично трехэтажном с жилым полуподвалом доме на углу улиц Гоголевской и Замковой (до нашего времени не сохранился).

Справа дом, в котором жил Пэн. Фото evitebsk.com

В хлебопекарне, которая находилась на первом этаже здания, круглосуточно топились печи, поэтому в подъезде всегда было тепло, что привлекало нищих и попрошаек. Чердак и вовсе был самым настоящим притоном, где по ночам собирались воры и беспризорники, разводили огонь, используя в качестве дров оконные рамы, готовили еду, делили награбленное, ссорились, иногда умирали.

Квартира Пэна как проходной двор

В квартире Пэна было минимум мебели и одежды, зато много картин: они занимали все пространство от пола до потолка. Всюду царил беспорядок, пол подолгу не мылся, также было очень холодно, поэтому Юрий Моисеевич почти никогда не снимал пальто.

В квартире Пэна. Из фондов Государственного архива Витебской области

Квартира художника была своеобразным музеем, куда постоянно приходили люди, бывало, и по сотне человек в день. По признанию уборщицы, Пэн был слишком добр, всех пускал к себе. Посетители испытывали двоякие чувства: с одной стороны – прекрасные работы, с другой – грязь и нищета.

Другую интересную информацию о жизни художника можно узнать из книги «Ю.М. Пэн в прижизненных публикациях и документах Государственного архива Витебской области», презентация которой состоялась прошлой весной.

Без следов взлома

У Инны Абрамовой была возможность изучить «Дело об убийстве Пэна», которое хранится в архиве УВД. К сожалению, некоторые документы из него пропали, возможно, в годы войны в эвакуации.

Сохранились показания Маши Самсоновой, которая в тот день пришла к художнику к 9 утра, чтобы приготовить завтрак. Когда девушка поднялась на площадку, то увидела приоткрытую дверь в квартиру и лежащей на полу перед ней ключ. Маша испугалась, ведь Пэн на ночь всегда запирал дверь, в том числе и на цепочку.

Думаю, что, несмотря на осторожность художника, кто-то мог воспользоваться его старостью, – отметила Инна Александровна. – Многие ученики к нему заходили, некоторые даже что-то забирали себе».

Например, в своих свидетельских показаний Бася Златкина указала, что сам Пэн рассказывал ей, что его ученик Давид Кравчинский в 1931 или в 1932 годах украл у него 20 тысяч рублей, которые хранились в жестяной банке на печке.

Юрий Пэн, витебск, могила, смерть

Могила Юрия Пэна на Старосемёновском кладбище. Фото Саши Май

А были ли деньги?

В городе говорили, что Пэн, несмотря на его скромный образ жизни, был человеком не бедным. Он получал денежные вознаграждения за написание портретов и участие в выставках, также художнику была назначена пенсия в размере 350 рублей.

После убийства в квартире были обнаружены документы на перевод из Шанхая 9 долларов США, две сберегательные книжки на сумму 1300 и 5 рублей. В тоже время, по показаниям свидетелей, у Пэна могли быть и другие сбережения, которые он хранил дома.

Труп Пэна. Фотоматериалы из следственного дела. 1937 год. Снимок предоставлен Инной Абрамовой

Нож – не орудие убийства?

Преступников, вероятно, было двое: один оглушил жертву топориком для разделки мяса по голове, а второй – добил. Причем, художник сопротивлялся, о чем свидетельствуют прижизненные порезы на щеке и скуле. Смертельной оказалась рана на шее. И вряд ли кухонным ножом, который был обнаружен рядом с телом, можно было с одного раза перерезать сухожилия и хрящи. Вероятно, в качестве орудия убийства использовалась острая заточка, а в роли убийц выступили профессионалы.

Предполагаемые орудия убийства. Из материалов дела. Фото предоставлено Инной Абрамовой

Направление раны справа налево и сверху вниз свидетельствует о том, что ее мог нанести левша. Потом был подложен обычный кухонный нож, который и фигурировал в суде. То есть сам способ убийства уже говорил о том, что такая жестокость не могла быть присуща ни племянникам (девушке и парню), ни тем более ученикам-художникам. По-моему, это самое определяющее во всей этой истории», – утверждает Инна Абрамова.

А что же Файнштейны?

Осужденные по делу брат и сестра Файнштейны и их мать. Фото предоставлено Инной Абрамовой

После того, как об убийстве Пэна написала центральная «Правда», бюро республиканского ЦК партии 9 марта 1937 года обязало прокуратуру и НКВД Витебска в течение пяти дней отыскать убийц и доложить о результатах.

Уложиться в срок можно было только если разрабатывать линию бытового ограбления и убийства близкими родственниками. Тогда главными фигурантами по делу и стали члены семьи Файнштейн – родственники Пэна, которые вскоре «признались» в убийстве.

«В виновность обвиняемых никто в городе и не поверил. Подростки-племянники оказались заложниками политической обстановки. Конечно же, после всех событий никто этой темы и не касался, – рассказала Инна Александровна. – Думаю, что витебская милиция раскрыла бы дело по-другому, если бы не попытка придания убийству политического характера».

Несмотря на явную путаницу в показаниях во время следствия, на  отсутствие прямых улик и на то, что в суде подсудимые отказались от своих слов, Файнштейны были признаны виновными и получили сроки от двух до десяти лет.

В сентябре 1939 года Неха Файнштейн обратилась с жалобой к прокурору Витебска, где написала, что следователь запугал ее и вынудил подписать признание, что

«чудовищное обвинение – ошибка, искалечившая жизнь нашей семьи».

Другие интересные факты про убийство Пэна можно узнать здесь.

А как ровно в год назад в Витебске вспоминали известного художника на его могиле на  Старосемёновском кладбище, смотрите здесь.

Редакция «Витебского курьера» благодарит за помощь в подготовке публикации Инну Абрамову и Светлану Мясоедову.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА