Неизвестная Витебщина: золотая шпага с алмазами и награды моряка в Повалишенском храме под Россонами

Авторские статьи

и разоренный фамильный склеп

Немногие знают, что в деревне Янковичи Россонского района Витебской области похоронен русский вице-адмирал, кавалер многих орденов, герой русско-шведской войны Илларион Повалишин. На белорусские земли прославленный моряк приехал после отставки, здесь воспитал четверых детей, двое из которых также выбрали военную карьеру, отличились во многих сражениях, в том числе и при Бородино в 1812 году.

Неизвестная Витебщина: золотая шпага с алмазами и награды моряка в Повалишенском храме под Россонами
Илларион Повалишин. Фото ru.wikipedia.org

Когда-то на берегу реки Дриссы находилось имение Повалишино, здесь же по указу Иллариона Афанасьевича были построены больница и школа, но, к сожалению, до нашего времени они не сохранились. А могилы вице-адмирала и его жены размещались в фамильном склепе в храме, который называли Повалишенским.

Неизвестная Витебщина: золотая шпага с алмазами и награды моряка в Повалишенском храме под Россонами
Авдотья Повалишин. Фото ru.wikipedia.org

Двухэтажный дом прославленного моряка был построен полностью из дубовых бревен. Его разобрали уже при советах, а на крепком фундаменте с сохранившимися подвальными помещениями возвели из кирпича школу, которая сегодня тоже закрыта и пустует.

Полоцкие краеведы Андрей и Алексей Буховецкие на могилу Иллариона Афанасьевича приезжают каждый год. Последняя поездка стала особенной: местная жительница Татьяна Свердлова познакомила братьев с 90-летней Любовью Волковой, которая помнит, как выглядел храм в Янковичах до Великой Отечественной войны.

Любовь Михайловна рассказала братьям, как в 1938 году ходила в Янковичскую школу мимо действующего храма, который находился на кладбище, а местные жители называли его Повалишенским. Он был небольшим, а внутри размещались две мраморные надгробные плиты, на которых были указаны имена хозяина поместья: русского вице-адмирала Иллариона Повалишина и его жены Авдотьи Фёдоровны.

Будучи восьмилетней девочкой, вместе со своей мамой Любовь Волкова ходила в храм на большие церковные праздники и причащение. Женщина помнит, что сама церковь была деревянной, но на каменном фундаменте, при входе был небольшой притвор, крыша была покрыта медной жестью, двери были деревянными резными, по бокам храма размещались два окна с коваными решетками, а сверху небольшая колокольня с колоколом.

Высота здания была метров пять, а неподалеку размещался немаленький пруд. В советское время, по словам Любови Михайловны, храм уже не работал. Ребятишки после занятий в школе нередко бегали в заброшенное здание, где уже не было ни икон, ни оконных рам, ни дверей. Один из местных жителей снял колокол, затем были разобраны купол и колокольня. А когда от храма остался только сруб без крыши, местные коммунисты разбили надмогильные плиты, открыли склеп и вытащили останки вице-адмирала и его жены.

Неизвестная Витебщина: золотая шпага с алмазами и награды моряка в Повалишенском храме под Россонами
Памятный знак на месте захоронения вице-адмирала и его жены. Фото из архива братьев Буховецких

Люди думали поживиться наградами моряка, а особенно хотели найти золотую шпагу с алмазами, которую герою пожаловала сама императрица Екатерина за храбрость в боях с королевским флотом Швеции. Но обнаружили лишь позолоченные пуговицы, а в бывшем храме еще долго лежал старый головной парик моряка.

Затем и сруб разобрали и перенесли на новое место в деревню Янковичи. Некоторое время он служил клубом, а в 1952 году сгорел.

Узнали братья Буховецкие и о судьбе монахини Анны Исаковны, которая перед войной помогала священнику в храме: читала молитвы, пела, подавала кадило во время службы, а в свободное время вязала платки и шила одеяла, все жители деревни ее знали.

Погибла женщина во время Великой Отечественной войны в 1942 году: убегая от фашистов, она спряталась в деревянном сарае, но гитлеровцы подожгли строение вместе с ней.

Неизвестная Витебщина: золотая шпага с алмазами и награды моряка в Повалишенском храме под Россонами
Место захоронение монахини. Фото из архива братьев Буховецких

Местная жительница Надежда Беляева нашла среди пепла останки монахини, собрала кости и захоронила их на территории своего огорода. Это место и показала краеведам Любовь Михайловна. Братья помолились за упокой души монахини и поставили иерусалимские свечи на месте ее захоронения.

Про тайну креста Евфросинии Полоцкой и роль Леонида Алексеева в его восстановлении, можно прочитать здесь. А как в 30-е годы вскрывали мощи преподобной, смотрите здесь.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий