как учили с помощью увещания, убеждения и возбуждения стыда
В нашем городе прошел «Фест экскурсоводов». Он растянулся на три дня, и, по подсчетам организаторов, в более чем двух десятках культурно-образовательных проектах приняло участие около тысячи человек. Проводили экскурсии не только историки и краеведы, но и студенты.
К примеру, 21 апреля экскурсантов с выставкой «Аз есмь всему миру свет» познакомил Павел, студент 4 курса Витебской духовной семинарии. А Сергей, студент-первокурсник, рассказал об истории духовной школы.
По словам семинариста, духовное образование в Витебской епархии имеет давнюю историю:
В соответствии с указом императора Александра I, подписанным 16 декабря 1806 года, в городе Полоцке предписывалось открыть «Белорусскую духовную семинарию». Семинария предназначалась для обучения детей белого духовенства и содержалась за счет имений и части денежных средств епархии. Этот указ был результатом долгой и напряженной работы удивительного человека – местного уроженца Ираклия (Лисовского), митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси, много сделавшего для воссоединения униатов с православной церковью.
В 1856 году было принято решение перенести духовного учебное заведение в Витебск, где для нужд семинарии было приобретено бывшее здание мужской гимназии.
Много тайн и загадок у витебской истории. Мы подобрали для вас 10 малоизвестных фактов о Витебской духовной семинарии.
1. Каменное здание на Успенской улице (ныне улица Комиссара Крылова, 7) было построено в 1803 году предположительно по проекту профессора Виленского университета архитектора М. Шульца.
2. Учебный курс в духовном учебном заведении включал такие предметы, как Закон Божий, греческий, латинский, русский, церковно-славянский языки, арифметика, география, пение и чистописание. В ведомостях об успешности в учебе указывалось:
Все учащиеся были «благоуспешны», один даже «остр», некоторые успевали «хорошо», несколько «средственно», в поведении были «добронравны» и «прилежны».
3. Распорядок жизни семинаристов был следующим: в 6.00 часов – подъем, в 7.00 часов – молитва и завтрак. В 8.00 часов начинались занятия, в 14 часов 30 минут – обед. С 17.00 до 21.00 – самостоятельные вечерние занятия. Потом ужин и молитва.
4. Основными методами воздействия были увещание, убеждение и возбуждение стыда. Ежемесячно для учеников устраивались дисциплинарные собрания, на которых нарушители дисциплины получали назидания от ректора и инспектора, а ревнители дисциплины удостаивались похвалы. Случаи исключения учащихся почти не встречались.
5. В 1888 году в семинарии произошел первый ученический бунт, сопровождавшийся шумом и битьем стекол, вызванный суровыми распоряжениями ректора. События революции 1905 года не обошли стороной и Витебскую семинарию. Поводом для волнений послужил запрет на поездку домой учащимся во время Великого поста.
6. 23 января 1918 года Совет народных комиссаров принял «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви». Вследствие чего духовное образование в Полоцко-Витебской епархии, и так уже находящееся в упадке после начала войны 1914 года, когда учебные здания повсеместно передавались госпиталям, лишалось законных оснований для своего существования в сложившейся системе учебных заведений. 2 мая в Витебской духовной семинарии состоялся последний выпуск.
7. Здание, занимающие выгодное место в центре Витебска, несколько раз меняло свое предназначение. В 1920-е годы здесь открылся станкоинструментальный техникум.
8. Во время Великой Отечественной войны, с августа 1941-го по декабрь 1943 года, в здании размещалась оперативная команда немецкой службы безопасности (СД-9), а в подвале – тюрьма. А с конца 1950-х годов находились бухгалтерия и техбюро одного из цехов Витебского завода заточных станков.
9. С 1992 года в помещениях бывшей духовной школы нашли пристанище звери Витебского зоопарка. Содержание в здании животных разрушало стены и уникальное покрытие – плитку XIX века, по преданию, подаренную императором Александром I.
10. С 1993 года Витебская епархия начала ходатайствовать о возврате здания. В 1996 году на втором этаже под храм святого Кирилла и Мефодия было выделено помещение, а вскоре и все здание возвратили епархии.
В настоящее время семинария является учебным заведением закрытого типа. У студентов день расписан по часам, каждый знает, что ему необходимо выполнять.
Как мы писали ранее, путь в священнослужение, иными словами – в батюшки, лежит через ряд испытаний. Будь добр соответствовать требованиям к служителю Алтаря.