непутевые заметки Игоря Куржалова
Деревня Тадулино стоит на берегу красивого озера Вымно, что находится в Суражско- Яновичских краях Витебской области.
И наша экспедиция в составе трех энтузиастов во главе с моим другом Верамейчиком отправилась в эти края. Мы решили найти место, где находилась когда- то резиденция витебского князя Тадэуша Огинского. Наш путь пролегал через Витебск, о чем я писал в первой части своих заметок.
Все, что мы имели у себя из документов, это копия плана из дарственной Тадеуша Огинского за 1743 год в пользу Свято- Успенского Тадулинского базылианского монастыря.
На этой карте обозначен сам «Двор Тадулин». Мы видим, что он находился на берегу озера, дальше шла дорога к «кляштару базыльянскаму», который, как видно на плане, также стоит на берегу. Карта составлена на польском, стараемся максимально соотнести польский и белорусский языки, и все становится понятным! Кляштар стоит в «мястэчке Слабада».
Тут нужно сделать небольшое лирическое отступление. Дело в том, что именно в этой деревне Слобода прошло мое голоштанное детство. Здесь я с братом помогал своей одинокой тетушке по хозяйству: жал ячмень, носил воду из колодца, полол грядки. И в свободное от работы время бегал с деревенской детворой с мячом, купался в озере, удил рыбу.
Это были далекие 1960-70-е годы. Отец с матерью привозили из Витебска меня с братом в начале лета на машине прямо к тетке на молочную ферму. Ставили на железные весы с гирями, на которых «важыли» молоко, и взвешивали нас «живым весом». В конце лета опять нас взвешивали на весах и вычислялся « привес». Тетка удовлетворенно замечала, что откормила нас на «чатыры з паловай кило», ну прямо как поросят!
Там я с детства слышал про счастливое избавление пана Тадэуша, правда, в Слободе рассказывали не про кабана, а про волков. Там мы бегали по горе кирпичей с торчащими из земли коваными крестами, что остались от разрушенного монастыря.
Мы решили найти старейшего жителя «Имения» (местные называют свою деревню чаще так, по-старому) и узнать про «Двор Тадулин». После долгих расспросов нас направили в дом, что стоит на крайней улице у озера. Там живет старожил Котикова Валентина Кирилловна. Входим в сени. В коридоре жестяное ведро с водой, в доме, как обычно, на стене выцветший парный фотопортрет родителей в картонном паспарту.
Пожилая женщина рассказала, что ее отец работал конюхом до революции у владельца поместья по фамилии Ивановский, и сама она еще помнит панский дом, и хлевы, и амбар, которыми потом пользовался колхоз при советской власти.
Фундаменты и груда цаглин и цяпер там валяюцца,- и показала рукой в направлении озера.
Конечно же фамилию Огинский она и не слышала, да оно и понятно, ведь усадьбу вместе с землями продал еще внук Тадэуша знаменитый Михал Клеофас, когда покидал родину в 1823 году. После этого «Имение» переходило из рук в руки. После непродолжительного разговора о жизни и болезнях, а также о плохом урожае картошки в этом году мы направились искать остатки фундаментов дворца.
И действительно, среди зарослей крапивы мы набрели на остатки построек. В основном не старых, но несколько развалин ближе к озеру были явно из старого ручной работы кирпича. Мы взяли с собой пару «цаглин», чтобы дома показать специалисту, определить какого века эти кирпичи.
Дальше мы отправились в деревню Слобода, где находился Свято-Успенский Тадулинский монастырь. Дорога петляет среди полей вдоль озера, и вот мы на горе, поросшей соснами. Отсюда открывается великолепный вид на деревню и высокий насыпной холм, где когда-то, как корабль, над озером возвышался прекрасный Собор.
Его взорвали немцы во время войны в 1943 году, а остальное разрушение довершили наши партийно- колхозные атеисты.
Мы уже знали, что здесь положено начало возрождению монастыря и церкви. В деревянном здании бывшей школы живут несколько монашек, а на холме поставлена временная деревянная церковь.
Пожилой мужчина в сапогах оказался завхозом при монастыре, и я в нем узнал бывшего бригадира из местного колхоза. Он нас сводил в раскрытый подвал церкви, который, к счастью, сохранился. Там устроен погреб с продуктами для монастыря. В общем, церковь будут отстраивать, и это хорошо.
Возвращались мы в хорошем настроении. Вернувшись домой в Полоцк показали захваченные с собой обломки кирпичей археологу из Полоцкого историко-культурного заповедника Саше Соловьеву, и тот по каким-то только ему известным признакам определил, что эти кирпичи обожжены в 18 веке. Значит мы все-таки выполнили главное: нашли место, где стоял знаменитый «Двор Тадулин».
Но вы мне скажете, а а при чем тут Виленский университет? Оказывается, в конце жизни Тадэуш Огинский выделил деньги на строительство костела святого Иоанна, кстати, спроектированного знаменитым архитектором Глаубицем, который построил Софийский собор в Полоцке.
В 1773 году собор был передан Главной виленской школе (впоследствии Виленский университет). В каплице Огинских в костеле и похоронен герой нашего повествования. Вот так связал маленькую витебскую деревню Тадулино с Вильнюсским университетом наш знаменитый земляк витебский князь Тадэуш Франтишек Огинский.
А интересные факты про Михаила Клеофаса Огинского можно прочитать здесь. И если про композитора, автора полонеза «Прощание с Родиной» слышали все, то, кто такой был Григорий Огинский, могут вспомнить немногие. Что нам про него известно, можно прочитать здесь.