6 витебчанок, которые изменили мир

есть женщины в наших селениях! 

С Витебщиной связана жизнь многих известных людей, которые сумели не только добиться значительных успехов в своих сферах и стать знаменитыми, но и повлиять на ход истории. Среди витебчан, имена которых сегодня знают во всем мире, есть и представительницы прекрасного пола.

Кто они – дамы, изменившие мир? Мы составили свой рейтинг, включив в него женщин, которые родились или жили на территории Витебского края.

Рогнеда

Рогнеда – одна из самых известных белорусок. О жизни одной из первых христианок Полоцкой земли, дочери князя полоцкого Рогволода и матери князей, в том числе и Ярослава Мудрого, мы можем узнать из многочисленных летописных источников.

Монета. Национальный банк Республики Беларусь. Фото ru.wikipedia.org

Монета. Национальный банк Республики Беларусь. Источник: ru.wikipedia.org

С именем Рогнеды связана одна из самых печальных страниц в истории Полоцкого княжества. Два брата – Ярополк и Владимир – прислали сватов в Полоцк. Рогнеда по воле своего отца отдала предпочтение Ярополку. Разгневанный отказом Владимир разгромил войска Рогволода, а Рогнеду силой взял в жены.

Однажды княжна пыталась убить мужа, но ей это не удалось. А когда Владимир решил наказать непокорную женщину, за нее вступился сын Изяслав.

Владимира впечатлил смелый поступок юного мальчика: князь основал в честь сына город Изяславль и сделал его столицей Полоцкого княжества. До совершеннолетия Изяслава там правила Рогнеда.

Ефросинья Полоцкая

Ефросинья (в миру – Предслава) – полоцкая княжна, внучка Всеслава Чародея, первая белорусская просветительница и первая женщина на Руси, которая была канонизирована в святые.

Алексей Кузьмич "Плач Евфросинии Полоцкой" (1992 год). Фото ru.wikipedia.org

Алексей Кузьмич «Плач Евфросинии Полоцкой» (1992 год). Источник: ru.wikipedia.org

Отказавшись от династического брака, Предслава ушла в монастырь и приняла постриг, взяв имя Ефросинья. Поселившись в Софийском соборе, монахиня переписывала книги, вела активную просветительскую деятельность. По инициативе Ефросиньи в Полоцке были построены две церкви, основаны два монастыря и изготовлен крест, место нахождения которого сегодня, к сожалению, неизвестно.

Будучи уже игуменьей, в 1170-х годах Ефросинья отправилась в паломническую поездку в Иерусалим, где и умерла. Со временем ее мощи были перенесены в Киев, где хранились около 800 лет.

Только в 1910 году они вернулись на белорусские земли: 10 дней пребывали в Николаевском соборе в Витебске, затем были доставлены в Полоцк, но в 1922 году вновь были привезены в наш город уже в качестве музейного экспоната. Во время Великой Отечественной войны мощи были установлены в Покровском соборе, а с 1943 года по сегодняшний реликвия хранится в Полоцке.

Эмилия Плятер

Эту хрупкую девушку, героиню восстания 1830 года, называли новой Жанной Д’Арк.

Родилась Эмилия в Вильне, а ее мать была представительницей белорусской шляхты из Браславского повета.

Детские и юношеские годы Эмилия провела в поместье Ликсна Динабургского повета Витебской губернии, где увлеклась белорусским фольклором: исполняла народные песни, учила танцы, была мастерицей «голошений».

Эмилия Плятер. Фото ru.wikipedia.org

Эмилия Плятер. Источник: ru.wikipedia.org

Во время восстания 1830 года Плятер возглавляла партизанский отряд. Спустя некоторое время командование назначило ее почетным командиром роты и присвоило звание капитана. Не сумев оправиться от ранения, полученного в одном из боев, Плятер умерла во время отступления повстанческой армии.

В Опсе Браславского района до наших дней частично сохранилось имение Плятеров, а в деревне Ахремовцы этого же района – усыпальница.

Память про девушку увековечили многие художники, скульпторы и поэты, в том числе и Адам Мицкевич. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Анна Миссуна

Анну Мисуна называют первой женщиной-геологом в Беларуси, Польше, России и Литве.

Родилась она в усадьбе Заболотье Лепельского уезда в 1868 году, получила домашнее образование, затем окончила частную гимназию в Риге, училась на высших женских курсах в Москве.

Анна Миссуна. Фото ru.wikipedia.org

Анна Миссуна. Источник: ru.wikipedia.org

Увлекшись геологией, Анна Миссуна совершала пешие геологические маршруты, писала научные статьи про рельеф и следы ледника на территории Беларуси, Польши, Литвы, изучала железную руду и каменный уголь в Тульской губернии.

С 1906 года наша соотечественница занимала должность ассистента высших женских курсов в Москве, затем стала доцентом Московского государственного университета, где организовала геологический музей.

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская – первая русская женщина – профессор математики.

Она писала стихи и прозу, но прославилась тем, что открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Софья Ковалевская. Фото ru.wikipedia.org

Софья Ковалевская. Источник: ru.wikipedia.org

Родилась Софья в Москве в 1850 году, но вскоре вместе с семьей переехала в имение Полибино Витебской губернии (сегодня село Полибино Великолукского района Псковской области). Именно на территории тогдашней Витебской губернии и прошло ее детство.

Училась Софья прилежно, по ночам при свете лампады читала университетский «Курс алгебры Бердона». В 18-летнем возрасте девушка вышла замуж за Владимира Ковалевского, вместе с мужем путешествовала по Европе, посещала лекции известных ученых. В Берлине Софье Ковалевской заочно присвоили степень доктора философии Гёттингенского университета, некоторое время она преподавала в Стокгольмском университете.

За свои научные труды «профессор Соня» получила премию имени Бордена Парижской академии наук и премию Шведской академии наук.

Всю жизнь Софья Ковалевская мечтала о том, чтобы преподавать в России, но, к сожалению, этому не было суждено сбыться. Умерла и похоронена «царица математики» в Стокгольме.

Анна Тумаркина

Анна Тумаркина – первая в Европе женщина – профессор философии.

Родилась она в 1875 году в Дубровно, но вскоре родители переехали в Кишинев, где девочка окончила женскую гимназию и получила учительское образование.

Анна Тумаркина. Фото ru.wikipedia.org

Анна Тумаркина. Источник: ru.wikipedia.org

С 1892 года Анна Тумаркина жила в Швейцарии, училась на факультете философии, германистики и истории Бернского университета. Спустя три года наша землячка успешно защитила докторскую диссертацию и на некоторое время переехала в Берлин.

Вернувшись в Берн, Анна Тумаркина попросила разрешения работать в высшей школе. После пробной лекции нашу соотечественницу допустили к преподаванию истории новой философии и эстетики в Бернском университете. На тот момент девушке исполнилось всего 23 года. Настоящей сенсацией стало присвоение Анне Тумаркиной почетного звания титулярного профессора университета, а затем и экстраординарного профессора.

Немецкий писатель Густав Мюллер писал про нее:

«Анна Тумаркина – дорогой подарок, который великая Россия сделала маленькой Швейцарии».

Конечно, это имена далеко не всех витебчанок, которые смогли повлиять на ход истории. В следующий раз мы расскажем о женщинах – героях Великой Отечественной войны, чья жизнь также была связана с Витебщиной.


  • Машара

    Хорошая статья. Познавательная.
    Однако некорректное название статьи в принципе: 1) Исстари славные жители не менее славного града называли себя «витеблянами» (и увы и ах, «витебчане» — т.н. «понаехавшие», неграмотные, невежественные, тщедушные люди), 2) Как пример, навряд ли Рогнеда и Ефросинья считали себя витеблянками («витебчанками») и так где-нибудь кому-либо представлялись.

    По происхождению видной профессорки математики тоже бабка на двое сказала (Корвин-Круковские не дадут соврать 😉

    + эту замечательную статью можно было бы ещё продолжить, напр., следующими именами «витебчанок»: Марта Скавронская (!), Надя Леже, Нинель Счастная..

    • Саша Май

      Спасибо за отзыв. С Вашими уточнениями можно согласиться. Поэтому мы в начале статьи и оговаривали, что включаем в рейтинг имена женщин, «которые родились или жили на территории Витебского края». Продолжать статью, конечно, можно. Поделитесь информацией, пожалуйста, какое отношение к Витебщине имеет Марта Скавронская?

  • Aksana Panamarova

    6 ВИТЕБЛЯНОК, вообще-то! Такой безграмотный заголовок от издания Витебский курьер — это что, шутка?

    • Саша Май

      Оба слова: и витебчанки, и витеблянки имеют право на существование.

      • Aksana Panamarova

        Нет, не имеют! Это Вам говорит филолог

        • Саша Май

          Дискуссии по этому поводу ведутся уже давно. Никто не спорит, что «витебляне» исторически более оправдано, но сегодня многие лингвисты предлагают считать формы «витебчане» и «витебляне» равноправными. Например, доцент ВГУ имени П.М. Машерова В. Генкин проводил исследование и в своей статье подал информацию, что согласно устному опросу 1205-ти жителей Витебска, более 70% респондентов высказались за форму «витебчане».

          • Aksana Panamarova

            Приведенный Вами аргумент еще раз подтверждает, что сегодня существует только один литературный вариант — «витебляне». Всё остальное — частные мнения и пожелания.

          • Саша Май

            А по факту сегодня в обществе сосуществуют обе формы.

          • Aksana Panamarova

            Замечательно! Если в Вашем обществе также сосуществуют другие нелитературные
            формы (просторечия), например, «ложить», «навернОе», «брОюсь», не стесняйтесь — пользуйтесь и запускайте их поглубже в массы))) Удачи!

          • Лунное Народное Телевидение

            Вы смеётесь? ВитеБЛЯнки — это литературная форма? При том что вокруг нас очевидные минчанки, а не минлянки, могилевчанки, а не могилевлянки, брестчанки, а не брестлянки. Что за чушь с витеБЛЯнками? Если у нас в обществе такие филологи, то мама дорогая, какие же у нас врачи.

          • Aksana Panamarova

            😂😂😂 Я понимаю, что Вам там, на Луне, трудно понять и освоить наши литературные языковые нормы… Постарайтесь просто принять 😂

          • Michael Zamalin

            Слово «Витебчане» на моей памяти первым употребил Машеров, которому общеупотребительное тогда слово «витебляне» не понравилось, очевидно по тем же дебильным причинам, что и вам. Что касается вопроса о том почему не брестляне и т.п. изучайте историческую филологию, она подскажет почему киевляне, а не киевчане.

          • Mihal Chobot

            Аргумент, однако. Так 90% этих опрошенных выскажутся за «зонтЫ», «тортЫ» и кофе среднего рода 😉

        • Антоний Богоявленский

          А почему не витебчане?

      • Антоний Богоявленский

        А что говорят по поводу одного и другого словари и энциклопедии?
        И раз уж столько разногласий при равнозначности этих терминов, может быть, указывать второй вариант в скобках?

  • Mihal Chobot

    Відавочная штучнасьць падборкі ІМХО. Полацк заўсёды быў самастойным культурна-палітычным цэнрам і дамінаваў над Віцебскам, роўна як і іншымі месцамі і мястэчкамі рэгіёну.

    • Саша Май

      Я б не стала прыніжаць ролю Віцебска. Усё ж-такі менавіта наш горад называлі «ключамі Вялікага княства Літоўскага», бо, пасля таго, як у часы Альгерда тут былі пабудаваны каменные замкі, горад ператварыўся ў надзейны фарпост на шляху да Вільні. А з 1802 па 1924 год існавала самастойная тэрытарыяльная адзінка — Віцебская губернія з адміністрацыйным цэнтрам у Віцебску.