6 витебчанок, которые изменили мир

История

есть женщины в наших селениях! 

С Витебщиной связана жизнь многих известных людей, которые сумели не только добиться значительных успехов в своих сферах и стать знаменитыми, но и повлиять на ход истории. Среди витебчан, имена которых сегодня знают во всем мире, есть и представительницы прекрасного пола.

Кто они – дамы, изменившие мир? Мы составили свой рейтинг, включив в него женщин, которые родились или жили на территории Витебского края.

Рогнеда

Рогнеда – одна из самых известных белорусок. О жизни одной из первых христианок Полоцкой земли, дочери князя полоцкого Рогволода и матери князей, в том числе и Ярослава Мудрого, мы можем узнать из многочисленных летописных источников.

Монета. Национальный банк Республики Беларусь. Фото ru.wikipedia.org
Монета. Национальный банк Республики Беларусь. Источник: ru.wikipedia.org

С именем Рогнеды связана одна из самых печальных страниц в истории Полоцкого княжества. Два брата – Ярополк и Владимир – прислали сватов в Полоцк. Рогнеда по воле своего отца отдала предпочтение Ярополку. Разгневанный отказом Владимир разгромил войска Рогволода, а Рогнеду силой взял в жены.

Однажды княжна пыталась убить мужа, но ей это не удалось. А когда Владимир решил наказать непокорную женщину, за нее вступился сын Изяслав.

Владимира впечатлил смелый поступок юного мальчика: князь основал в честь сына город Изяславль и сделал его столицей Полоцкого княжества. До совершеннолетия Изяслава там правила Рогнеда.

Ефросинья Полоцкая

Ефросинья (в миру – Предслава) – полоцкая княжна, внучка Всеслава Чародея, первая белорусская просветительница и первая женщина на Руси, которая была канонизирована в святые.

Алексей Кузьмич "Плач Евфросинии Полоцкой" (1992 год). Фото ru.wikipedia.org
Алексей Кузьмич “Плач Евфросинии Полоцкой” (1992 год). Источник: ru.wikipedia.org

Отказавшись от династического брака, Предслава ушла в монастырь и приняла постриг, взяв имя Ефросинья. Поселившись в Софийском соборе, монахиня переписывала книги, вела активную просветительскую деятельность. По инициативе Ефросиньи в Полоцке были построены две церкви, основаны два монастыря и изготовлен крест, место нахождения которого сегодня, к сожалению, неизвестно.

Будучи уже игуменьей, в 1170-х годах Ефросинья отправилась в паломническую поездку в Иерусалим, где и умерла. Со временем ее мощи были перенесены в Киев, где хранились около 800 лет.

Только в 1910 году они вернулись на белорусские земли: 10 дней пребывали в Николаевском соборе в Витебске, затем были доставлены в Полоцк, но в 1922 году вновь были привезены в наш город уже в качестве музейного экспоната. Во время Великой Отечественной войны мощи были установлены в Покровском соборе, а с 1943 года по сегодняшний реликвия хранится в Полоцке.

Эмилия Плятер

Эту хрупкую девушку, героиню восстания 1830 года, называли новой Жанной Д’Арк.

Родилась Эмилия в Вильне, а ее мать была представительницей белорусской шляхты из Браславского повета.

Детские и юношеские годы Эмилия провела в поместье Ликсна Динабургского повета Витебской губернии, где увлеклась белорусским фольклором: исполняла народные песни, учила танцы, была мастерицей «голошений».

Эмилия Плятер. Фото ru.wikipedia.org
Эмилия Плятер. Источник: ru.wikipedia.org

Во время восстания 1830 года Плятер возглавляла партизанский отряд. Спустя некоторое время командование назначило ее почетным командиром роты и присвоило звание капитана. Не сумев оправиться от ранения, полученного в одном из боев, Плятер умерла во время отступления повстанческой армии.

В Опсе Браславского района до наших дней частично сохранилось имение Плятеров, а в деревне Ахремовцы этого же района – усыпальница.

Память про девушку увековечили многие художники, скульпторы и поэты, в том числе и Адам Мицкевич. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

Анна Миссуна

Анну Мисуна называют первой женщиной-геологом в Беларуси, Польше, России и Литве.

Родилась она в усадьбе Заболотье Лепельского уезда в 1868 году, получила домашнее образование, затем окончила частную гимназию в Риге, училась на высших женских курсах в Москве.

Анна Миссуна. Фото ru.wikipedia.org
Анна Миссуна. Источник: ru.wikipedia.org

Увлекшись геологией, Анна Миссуна совершала пешие геологические маршруты, писала научные статьи про рельеф и следы ледника на территории Беларуси, Польши, Литвы, изучала железную руду и каменный уголь в Тульской губернии.

С 1906 года наша соотечественница занимала должность ассистента высших женских курсов в Москве, затем стала доцентом Московского государственного университета, где организовала геологический музей.

Софья Ковалевская

Софья Ковалевская – первая русская женщина – профессор математики.

Она писала стихи и прозу, но прославилась тем, что открыла третий классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Софья Ковалевская. Фото ru.wikipedia.org
Софья Ковалевская. Источник: ru.wikipedia.org

Родилась Софья в Москве в 1850 году, но вскоре вместе с семьей переехала в имение Полибино Витебской губернии (сегодня село Полибино Великолукского района Псковской области). Именно на территории тогдашней Витебской губернии и прошло ее детство.

Училась Софья прилежно, по ночам при свете лампады читала университетский «Курс алгебры Бердона». В 18-летнем возрасте девушка вышла замуж за Владимира Ковалевского, вместе с мужем путешествовала по Европе, посещала лекции известных ученых. В Берлине Софье Ковалевской заочно присвоили степень доктора философии Гёттингенского университета, некоторое время она преподавала в Стокгольмском университете.

За свои научные труды «профессор Соня» получила премию имени Бордена Парижской академии наук и премию Шведской академии наук.

Всю жизнь Софья Ковалевская мечтала о том, чтобы преподавать в России, но, к сожалению, этому не было суждено сбыться. Умерла и похоронена «царица математики» в Стокгольме.

Анна Тумаркина

Анна Тумаркина – первая в Европе женщина – профессор философии.

Родилась она в 1875 году в Дубровно, но вскоре родители переехали в Кишинев, где девочка окончила женскую гимназию и получила учительское образование.

Анна Тумаркина. Фото ru.wikipedia.org
Анна Тумаркина. Источник: ru.wikipedia.org

С 1892 года Анна Тумаркина жила в Швейцарии, училась на факультете философии, германистики и истории Бернского университета. Спустя три года наша землячка успешно защитила докторскую диссертацию и на некоторое время переехала в Берлин.

Вернувшись в Берн, Анна Тумаркина попросила разрешения работать в высшей школе. После пробной лекции нашу соотечественницу допустили к преподаванию истории новой философии и эстетики в Бернском университете. На тот момент девушке исполнилось всего 23 года. Настоящей сенсацией стало присвоение Анне Тумаркиной почетного звания титулярного профессора университета, а затем и экстраординарного профессора.

Немецкий писатель Густав Мюллер писал про нее:

«Анна Тумаркина – дорогой подарок, который великая Россия сделала маленькой Швейцарии».

Конечно, это имена далеко не всех витебчанок, которые смогли повлиять на ход истории. В следующий раз мы расскажем о женщинах – героях Великой Отечественной войны, чья жизнь также была связана с Витебщиной.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Машара

    Хорошая статья. Познавательная.
    Однако некорректное название статьи в принципе: 1) Исстари славные жители не менее славного града называли себя “витеблянами” (и увы и ах, “витебчане” – т.н. “понаехавшие”, неграмотные, невежественные, тщедушные люди), 2) Как пример, навряд ли Рогнеда и Ефросинья считали себя витеблянками (“витебчанками”) и так где-нибудь кому-либо представлялись.

    По происхождению видной профессорки математики тоже бабка на двое сказала (Корвин-Круковские не дадут соврать ;-)

    + эту замечательную статью можно было бы ещё продолжить, напр., следующими именами “витебчанок”: Марта Скавронская (!), Надя Леже, Нинель Счастная..

    Ответить
    1. Саша Май

      Спасибо за отзыв. С Вашими уточнениями можно согласиться. Поэтому мы в начале статьи и оговаривали, что включаем в рейтинг имена женщин, “которые родились или жили на территории Витебского края”. Продолжать статью, конечно, можно. Поделитесь информацией, пожалуйста, какое отношение к Витебщине имеет Марта Скавронская?

      Ответить
  2. Aksana Panamarova

    6 ВИТЕБЛЯНОК, вообще-то! Такой безграмотный заголовок от издания Витебский курьер – это что, шутка?

    Ответить
    1. Саша Май

      Оба слова: и витебчанки, и витеблянки имеют право на существование.

      Ответить
      1. Aksana Panamarova

        Нет, не имеют! Это Вам говорит филолог

      2. Саша Май

        Дискуссии по этому поводу ведутся уже давно. Никто не спорит, что “витебляне” исторически более оправдано, но сегодня многие лингвисты предлагают считать формы “витебчане” и “витебляне” равноправными. Например, доцент ВГУ имени П.М. Машерова В. Генкин проводил исследование и в своей статье подал информацию, что согласно устному опросу 1205-ти жителей Витебска, более 70% респондентов высказались за форму “витебчане”.

      3. Aksana Panamarova

        Приведенный Вами аргумент еще раз подтверждает, что сегодня существует только одна литературная норма – “витебляне”. Всё остальное – частные мнения и пожелания.

      4. Саша Май

        А по факту сегодня в обществе сосуществуют обе формы.

      5. Aksana Panamarova

        Замечательно! Если в Вашем обществе по факту сосуществуют и другие нелитературные
        формы (просторечия), например, “ложить”, “навернОе”, “брОюсь”, не стесняйтесь – пользуйтесь и запускайте их поглубже в массы))) Удачи!

      6. Лунное Народное Телевидение

        Вы смеётесь? ВитеБЛЯнки – это литературная форма? При том что вокруг нас очевидные минчанки, а не минлянки, могилевчанки, а не могилевлянки, брестчанки, а не брестлянки. Что за чушь с витеБЛЯнками? Если у нас в обществе такие филологи, то мама дорогая, какие же у нас врачи.

      7. Aksana Panamarova

        ??? Я понимаю, что Вам там, на Луне, трудно понять и освоить наши литературные языковые нормы… Постарайтесь просто принять ?

      8. Michael Zamalin

        Слово “Витебчане” на моей памяти первым употребил Машеров, которому общеупотребительное тогда слово “витебляне” не понравилось, очевидно по тем же дебильным причинам, что и вам. Что касается вопроса о том почему не брестляне и т.п. изучайте историческую филологию, она подскажет почему киевляне, а не киевчане.

      9. Mihal Chobot

        Аргумент, однако. Так 90% этих опрошенных выскажутся за “зонтЫ”, “тортЫ” и кофе среднего рода ;)

      10. Антоний Богоявленский

        А почему не витебчане?

      11. Aksana Panamarova

        Потому что правильно – “витебляне”. Именно эта лексическая единица зафиксирована в словарях современного русского языка. А “витебчане” – это от неграмотности или от смущения…

      12. Антоний Богоявленский

        А что говорят по поводу одного и другого словари и энциклопедии?
        И раз уж столько разногласий при равнозначности этих терминов, может быть, указывать второй вариант в скобках?

  3. Mihal Chobot

    Відавочная штучнасьць падборкі ІМХО. Полацк заўсёды быў самастойным культурна-палітычным цэнрам і дамінаваў над Віцебскам, роўна як і іншымі месцамі і мястэчкамі рэгіёну.

    Ответить
    1. Саша Май

      Я б не стала прыніжаць ролю Віцебска. Усё ж-такі менавіта наш горад называлі “ключамі Вялікага княства Літоўскага”, бо, пасля таго, як у часы Альгерда тут былі пабудаваны каменные замкі, горад ператварыўся ў надзейны фарпост на шляху да Вільні. А з 1802 па 1924 год існавала самастойная тэрытарыяльная адзінка – Віцебская губернія з адміністрацыйным цэнтрам у Віцебску.

      Ответить