«О здравии еререя Саши, Васечки и Пуси…» Как писать церковные записки?

Го-го-го, Славчику, Махо и папе Герману (фото)

По любви к своим родственникам и близким христианин молится о них, зачастую перечисляя их имена. О том же он просит священнослужителей, принося записки о здравии и упокоении дорогих для него людей на богослужения и частные требы.

Традиция поминальных записок дышит седой древностью во всех Поместных Церквах. Известно, что такие записки на бересте и других писчих материалах были в употреблении еще в домонгольской Руси.

Однако время не мешает почти каждую службу находить среди записок различные «ляпы». Читая такие, молишься то за «еререя Сашу», то за Васечку, то за Пусю. Без насмешки над прихожанами, но в целях показать другим, как делать не надо, у меня день ото дня копится коллекция «неудачных» записок. Исчерпывающего перечня не нужно – приведём лишь несколько распространённых ошибок.

Ошибки в именах

Наиболее частая, эта ошибочность часто выражается в написании имён с орфографическим fiasco:

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

Иногда пишут имена не существующие в принципе. И только от смекалки священника зависит, догадается он, кого здесь хотели помянуть, или нет!

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

Дети и пожилые люди часто по доброте сердечной пишут уменьшительно-ласкательные формы имён, вызывающие улыбку.

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

Редко, но встречаются невероятные «имена», больше похожие на то, куда недобрые прихожане хотят послать своего батюшку…

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

Ошибка в чинах, лишние статусы

Частят ошибки, связанные с неверным написанием чинов священнослужителей. О церковной иерархии и её чинах мы расскажем в одной из будущих статей.

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

То ли имелся ввиду иерей Герман (логика: отец-батюшка, значит папа!), то ли будущий Папа Римский. Но пока от титула Папы Римского этого человека отделяет, как минимум, долгая дорога из Витебска в Ватикан…

Кроме ошибок в чинах, часто к имени приписывают ненужные статусы. Чтобы выделить беременную – действительно, героиню – из общего списка, её пишут как «плодоносящую». Однако с церковнославянского это слово переводится как «благодетель», «помогающий» (от «приносить плод»), а беременная на языке предков зовётся «непраздной» (букв. «не бездельная», «не бесцельная»).

Порой встречаются записки, разрывающие сердце:

Фото д. Антония Богоявленского

Тут уж не до правил. Но вообще пишем имена, а не статусы. На первых порах своего воцерковления моя мама хотела к именам дописывать фамилии, чтобы Богу было понятно, кого именно Его просят помянуть…

Несуразица

Бывает, что наполняет контент записки всякая несуразица. Например, молиться об упокоении святой мученицы Татианы, и без того унаследовавшей Царство Небесное, уже не нужно.

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

Детский вариант

Входя в церковный обиход вместе с детьми, нужно постепенно учить их правильно писать записки. Хотя от них, думаю, Господь примет любые варианты!

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

Эту записку девочка 3-х лет принесла из дома. А еще можно встретить детские варианты с рисунками и нежными просьбами к Богу…

Ох уж уточнения!..

Кроме указания фамилий, можно наткнуться на приписанные к имени биографические данные типа года рождения или смерти. Или на такой вариант:

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

Уважая пунктуальность авторов, все же следует сказать, что такой точности записка в храме не требует:)

А как нужно?

Есть несколько правил для церковной записки:

  1. Почерк должен быть понятен и разборчив.
  2. Сверху – сбоку или по центру – рисуем православный крест.
  3. Даём записке название – «о здравии» или «об упокоении».
  4. Имена пишем в родительном падеже (о здравии или упокоении кого? – иерея Николая, Иоанна, Марии…).
  5. Ставим имена в полную церковную форму (не Сережи, а Сергия). Один раз и навсегда можно узнать в православном календаре церковное написание светских имен (не Полины, а Аполлинарии; не Артёма, а Артемия).
  6. Перед именами священнослужителей пишем их сан, полностью или в понятном сокращении.
  7. Опускаем фамилии, отчества, титулы, профессии и то, кем они являются Вам.
  8. Лишними следует признать статусы младенца, учащегося, отрока, юноши, воина, заблудшего, страждущего, озлобленного, учащегося, скорбящего, девицы, вдовицы, утопшего, убиенного и т.п. Приписка «болящего …» и пара других устоялась, их можно оставить. Остальные только отнимают время, особенно когда записок много, например, на Троицкую родительскую субботу.
  9. В заупокойных записках отмечаем «новопреставленного» (усопшего в последние 40 дней).
  10. И, наконец, применяем все эти правила лишь ко крещёным православным христианам.

Неплохой образец представляет собой следующая записка:

Фото д. Антония Богоявленского

Фото д. Антония Богоявленского

За людей другой веры записки не подаются, но по любви к ним можно поминать их в личных своих молитвах. А о том, как молиться за некрещеных и самоубийц, можно прочитать здесь.

Если же вопросы по написанию церковных записок у Вас остались, задавайте вопросы в комментариях или спросите у сотрудника церковной лавки в храме.


  • Антоний Богоявленский

    Благодарю за внимание к теме и интересный вопрос. Котиков я бы отправил в рай, собачек – в ад (в детстве пугали), а попугаев – в католическое чистилище:) А кроме шуток – у них нет бессмертной души, поэтому они с нами только на земной кухне и здешнем дворе.
    По поводу же загробной жизни людей, в т.ч. и православных, земная Церковь не выносит суждения. Сделать вывод, что человек в раю, можно только о святом человеке особой жизни. Поэтому не молиться за иноверцев и делать вывод, то они в аду, – разные вещи. Один отрёкся от веры, другой разменял её на увлечения, а третий не знал о ней вовсе, потому что родился в Бангладеше. Будет ли Бог одинаково суров ко всем неправославным? Одинакова ли будет посмертная жизнь всех инославных с их индивидуальностью? В этом нет попытки оправдать инославие, но желание видеть в Боге Мудрость и Любовь, исходя из чего Церковь и не пророчествует об их жизни в “Зазеркалье”…
    Если есть время почитать, напишу почему именно за кого-то не молимся. Там не много, страниц 665)