Беларуси не нужен запрет телесных наказаний детей. Что стоит за сбором шокирующих фактов

Общество

немного статистики и откровенный комментарий опытного психолога

Фото 4AllWomen.ru
Фото 4AllWomen.ru

Национальное исследование по оценке распространенности насилия в отношении детей пришло к выводу, что в Беларуси Более 30% родителей считают, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание. Об этом рассказал 17 апреля на пресс-конференции старший координатор программной деятельности по защите прав детей представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси Александр Каранкевич, пишет БЕЛТА. В прошлом году в анкетировании ЮНИСЕФ совместно с Министерствами образования, здравоохранения, внутренних дел, труда и социальной защиты было опрошено более 8 тысяч респондентов. Из них 5 тысяч — дети в возрасте от 10 до 17 лет, проживающие в семьях, в детских интернатных учреждениях, специальных учреждениях.

  • 31% опрошенных родителей полностью согласны с утверждением, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание
  • 29,3% родителей считают, что иногда ремень необходим для дисциплинирования ребенка
  • 30% пап и мам согласны с тем, что многие проблемы можно решать путем диалога
  • почти половина родителей (48%) уверены, чтобы ребенок добился успеха в жизни, его нужно не только поощрять, но и наказывать
  • 36,4% родителей считают, что те, кто не применяют наказание по отношению к своим детям, портят их.

Чтобы бороться с таким родительскими установками, нужно широко информировать население о ненасильственных методах воспитания детей. Здесь важно проведение масштабных компаний, таких как республиканская акция «Дом без насилия», которая стартовала сегодня в Беларуси, — подчеркнул Александр Каранкевич.

Фото matrony.ru
Фото matrony.ru

Как показало исследование, среди учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ каждый пятый мальчик и каждая седьмая девочка подвергались дома телесным наказаниям, каждый девятый учащийся 9-11 классов — разным формам физического насилия.

  • около 24,3% учащихся учреждений профессионально-технического образования подтвердили, что подвергались в семье физическому либо психологическому насилию
  • около 84% опрошенных в колониях для несовершеннолетних признали, что до этого (когда жили в семье) испытывали насилие.
Фото vottak.net
Фото vottak.net

Итоги исследования подтвердили прямую связь между перенесенным насилием в детстве со стороны родителей и применением насилия уже во взрослой жизни по отношению к своим детям — так называемая эстафета насилия.

  • более 56% родителей, которые в детстве подвергались насильственным методам дисциплинирования, применяют подобные методы к своим детям
  • свыше 51% родителей признали, что использовали жесткие дисциплинарные методы по отношению к своим детям в прошлом месяце
  • 28,5% — применяли физические наказания
  • 17,4% родителей придерживаются позиции об эффективности и обоснованности телесных наказаний детей

Прокомментировать подобные шокирующие факты мы попросили Марию — опытного витебского психолога, гештальт-терапевта:

Комментировать подобного рода публикации крайне сложно, так как затрагивается тема, которая никого не оставляет равнодушным и в отношении которой общество не имеет единого мнения, что, собственно, и показали результаты опроса (цитирую: «…так, 31% опрошенных родителей полностью согласны с утверждением, что правильное воспитание ребенка включает физическое наказание, … 30% пап и мам согласны с тем, что многие проблемы можно решать путем диалога»). Путем простого сложения получаем третью цифру – 39% опрошенных воздержались от однозначного ответа. Данные соотношения характерны для стран, где ювенальной юстиции гражданское общество сказало «нет» при попытке провести закон о запрете телесных наказаний.

Действительно, Совет Европы нацелен на полный запрет физических наказаний детей (см. недавно принятую Стратегию СЕ по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 гг.). Причем международные организации считают «недопустимым насилием» любую степень применения силы родителем по отношению к своему ребенку (одергивание за руку, одергивание за плечо, сжатие руки, удержание и т.п.).

Однако хотелось бы обратить внимание не на полученные результаты анкетирования, а на то, что за проведением подобного опроса стоит сбор дополнительной информации о частной жизни граждан, о внутреннем обустройстве семейной системы, осуждение традиционных религиозных и культурных норм воспитания детей родителями, попытка лишить родителей возможности наказания в случаях упорного непослушания, хамства ребенка и т.п.

Понятно, что физические наказания детей являются крайней мерой, которая обычно применяется при недостаточности иных методов убеждения и поощрения. Но такая мера должна быть в арсенале у родителей, если   общество хочет оградить себя от разнузданности и уверенности подрастающего поколения во вседозволенности. Ведь на государственном уровне применяются различные меры дисциплинирования, в том числе и к подросткам, и они не рассматриваются как нарушение прав человека.

Безусловно, важно организовывать работу по развитию родительских компетенций, обучать родителей навыкам общения с детьми в эмоционально напряженных ситуациях и т.д. Однако вмешательство во внутренний мир семьи недопустимо.

А как относятся дети и педагоги к телесным наказаниям, мы писали в статье «Пороть или не пороть»?

Оцените статью
Витебский Курьер