Страстная Седмица: Разрыв сердца на кресте

История

какими были последние часы жизни Христа и какой ценой далось искупление человечества

Неделя перед христианским праздником Пасхи называется страстной седмицей, или страстной неделей. Такое название усвоено ей неспроста, ведь это дни, в которые Иисус Христос, согласно учению Православной Церкви, претерпевает страдания (= страсти) для искупления человеческого рода от первородного греха, проклятия и адских мучений.

В Гефсиманском саду в ночь с четверга на пятницу начинаются страдания Христа. Здесь Он провел последние часы Своей земной жизни в молитве к Отцу. Евангелист Лука, врач по образованию, описывает облик Христа в эти минуты с предельной точностью. Он говорит, что когда Христос молился, то кровь, как капли пота, стекала по лицу Его. Капилляры, которые находятся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает сквозь кожу через потовые протоки, смешиваясь с потом. В таком состоянии человек теряет очень много сил. Именно в этот момент Христа арестовывают.

Джузеппе Чезари . Моление о чаше. Репродукция: http://www.artita.ru/view-cesari-13
Джузеппе Чезари . Моление о чаше

Апостолы пытаются сопротивляться аресту. Апостол Петр, который носил с собою «меч» (возможно, это был просто большой нож), готов воспользоваться этим оружием, чтобы защитить Христа, но этому не суждено воплотиться в жизнь – Христос принимает страдания добровольно. Апостолы разбегаются.

Спросонок никто не был готов следовать за Христом. И только один из них, скрываясь за кустами, следует какое-то время за храмовой стражей, ведущей Христа в город. Это – евангелист Марк, который позднее в своем Евангелии расскажет об этом эпизоде. Пока Христос молился в Гефсиманском саду, апостолы вопреки просьбам Христа спали. В те времена в жаркие палестинские ночи люди порой засыпали нагими, и на Марке не было одежды. Вскочив, юноша набросил на себя что-то наспех, и в таком виде последовал за Христом. Мелькание этого пятна за кустами все-таки заметили, стражники попытались поймать его и Марк, оставив накидку в руках храмовой стражи, убежал нагим (Мк. 14.51).

Овсянников С. В Гефсиманском саду. Репродукция: http://www.art-acad-church.ru/arh/foto/prepod/40.html
Овсянников С. В Гефсиманском саду

Иисуса, преданного одержимым сатаной Иудой, схватили стражники Синедриона и привели в дом первосвященника. На скорую руку судили, прибегая и к лжесвидетельствам, и к клевете. Далее последовал суд первосвященников (высшая степень священнослужителя в Ветхом Завете). Римский прокуратор (наместник) Понтий Пилат не находит за Иисусом вины, которую на Него возлагает Синедрион: «Развращение народа, призыв к отказу платить подать кесарю – императору Рима, претензии на власть над иудейским народом». Однако первосвященник Каиафа настаивал на казни, и в конце концов Пилат дает свое согласие на распятие. Итак, суд позади, начинается ночь перед казнью.

Суд синедриона. Повинен смерти! Н. Ге. 1892 г. Репродукция: http://biblia-zhivopis.ru/?p=898
Суд синедриона. Повинен смерти! Н. Ге. 1892 г.

Голгофа – невысокий холм за городскими стенами Иерусалима – была традиционным местом публичных казней. Именно для этих целей на вершине холма постоянно стояло несколько столбов. По обычаю, приговоренный к распятию должен был на себе нести из города тяжелую балку, служившую поперечиной. Такую балку нес на себе и Христос, но, как говорит Евангелие, не сумел донести ее до Голгофы. Он был слишком обессилен. Перед этим Христа уже один раз подвергли казни: его бичевали. Это тридцать девять ударов пятихвостым бичом со свинцовыми шариками, которые привязаны к концам каждого из ремней. При ударе бич обвивался вокруг всего тела и рассекал кожу до кости. Иисус получил их тридцать девять, потому что иудейский закон запрещал наносить больше сорока ударов. Это считалось смертельной нормой.

Бичевание Христа. Икона
Бичевание Христа. Икона

Толпа требовала казни, и Иисуса повели на Голгофу. Избитый и обессилевший, Он несколько раз падал по дороге, и в конце стража заставляет стоявшего рядом крестьянина по имени Симон взять крест и донести его до Голгофы. А на Голгофе Христа прибивают к кресту. Ноги прибивают к тому столбу, который был вкопан, а руки – к той перекладине, которую Он нес на Себе, и затем перекладину водружают на вертикальный столб и прибивают.

Что такое распятие? Суть казни состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья.

Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, и железо перебивает его. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, остается только один выход – найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с 4-мя острыми гранями. Такое движение сопровождается болью на грани шока.

Распятие. Фото: http://pravnovosti.ru/blog/2015/04/10/семь-изречений-христа-на-кресте/
Распятие. Фото: /pravnovosti.ru

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов (примерно с 9 до 15 часов). Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу. Оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник – иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом. Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер…

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны дошло до околосердечной сумки и сердца – это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше.

Иисуса успевают снять с креста до захода солнца, успевают наскоро обвить в погребальные пелены и уложить в гробницу. Это каменная пещера, высеченная в скале недалеко от Голгофы. Его кладут в гробницу, заваливают вход в небольшую пещерку тяжелым камнем и ставят стражу, чтобы ученики не украли тело. Проходит две ночи и один день, и на третий день, когда ученицы Христа, полные скорби, потому что они лишились любимого Учителя, идут к гробнице, чтобы наконец обмыть Его тело и совершить полностью все погребальные обряды, они обнаруживают, что камень отвален, стражи нет, гробница пуста. Но не успевают их сердца исполниться нового горя: мало того, что Учителя убили, а теперь даже нет возможности похоронить Его по-человечески – как в этот момент является им ангел, возвещающий величайшую весть: Христос воскрес!

И с тех пор каждый христианин может сказать: самое главное событие в моей жизни произошло в Иерусалиме, «при Понтии Пилате»…

Об этом главном событии христианства и самом большом православном празднике, а также об освящении пасхальных яств и других традициях праздника мы расскажем ближе к 16 апреля – в преддверии воскресения.

По книге  протодиакона Андрея Кураева «Школьное богословие»

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Критик Достижений

    Мы верим, что Бог есть. Иначе в этом безумном мире,- становится ужасно…. Просто смена эпох и поколений, уходящих в небытие и без всяких правил ( каждому своё время и случай,- всё суета , всё пустое и погоня за ветром)…… Помолимся, Спасителю – Спаси и сохрани !

    Ответить
  2. Критик Достижений

    Ужасных смертей бесчисленное множество…. Фильм смотрели, в т.ч. и “Дух времени”…… Главное, надежда на справедливость и воскресение верующих в царствии Божием.

    Ответить