В ночь с 29 на 30 октября 1937 года в подвалах минской внутренней тюрьмы НКВД были расстреляны более 130 человек
Я не чакаў
І не гадаў,
Бо жыў з адкрытаю душою,
Што стрэне лютая бяда,
Падружыць з допытам,
З турмою.
Прадажных здрайцаў ліхвяры
Мяне заціснулі за краты.
Я прысягаю вам, сябры,
Мае палі,
Мае бары, —
Кажу вам — я не вінаваты!
Это последнее произведение Михася Чарота, написанное им на стене тюрьмы НКВД незадолго до расстрела.
Сегодня в Беларуси отмечают неофициальный День памяти жертв сталинских репрессий. В ночь с 29 на 30 октября 1937 года в подвалах минской внутренней тюрьмы НКВД, где сегодня располагается следственный изолятор КГБ, были расстреляны более 130 человек — представителей интеллектуальной элиты. Это были ученые, литераторы, врачи, общественные деятели, руководители, работники системы образования, строительства, промышленности, торговли.
Официально День памяти жертв сталинских репрессий в Беларуси не отмечается, хотя, например, в России его ежегодно отмечают 30 октября, в Украине — в третье воскресенье мая.
Коммунистический режим Советского Союза стремился прежде всего уничтожить национальную элиту Беларуси, тем самым уничтожив различия между «братскими народами», и подчинить нашу страну Москве. Если это не так, то почему первыми под каток репрессий попадали деятели культуры? Почему среди арестованных преподавателей уничтожали прежде всего учителей белорусского языка и литературы? С какой целью в 1920-1930 годы было репрессировано 90% литераторов? Одни имена расстрельного списка 29 октября 1937 года — это должен быть вечный приговор карательной коммунистической идеологии.
На протяжении почти 10 лет, с 2006 года по 2015-й, в Беларуси работал общественный трибунал по преступлениям сталинского режима на территории страны. В марте прошлого года его члены — около трех десятков общественных культурных деятелей — представили общественности результат своей работы.
Мы подготовили и вынесли обвинительное заключение, в котором констатировали, впервые, наверное, из постсоветских государств, преступления сталинизма, — заявил тогда кандидат исторических наук, исследователь сталинских репрессий Игорь Кузнецов. — В обвинительном заключении констатируется то, что КПСС и компартия большевиков Беларуси, НКВД СССР и БССР виновны в совершении массовых репрессий против своего народа и иностранных граждан.
Это общественный трибунал. Мы надеемся, что доказательная база будет использована в перспективе, когда состоится настоящий суд над преступлениями сталинизма, которые были совершены на территории Беларуси. Как был Нюрнберг над преступлениями фашизма. Но когда это произойдет, трудно предполагать, исходя из нынешней ситуации, — отметил историк.