Харизматичный учитель, или «Черт с ним, с новым материалом!»

Нужно ли нам качественное образование в школе?

Фото: nezavisroditeli.ucoz.ru

Фото: nezavisroditeli.ucoz.ru

Министерство образования разослало по управлениям образования письмо, в котором говорилось, что в классах должно быть не меньше 24 человек, писала «Комсомольская правда» еще в 2014 году. Тогда родителей удивляло и возмущало то, что формируются классы по 30 и даже более учеников, теперь же к этому привыкли.

От нашего читателя к нам поступила информация о том, что в следующем году нас ждет минимальное количество детей в классе 30 человек. Такого понятия, как максимальная наполняемость класса у нас, увы, не существует. Проблема большого количества учеников в классе актуальна не для каждой школы в нашем городе: некоторые счастливые учителя говорят, что у них в классах не более 25 детей. Но в нашем городе есть Билево, где одна школа, которой не хватает и для третьей части детей, а фундамент второй строящейся СШ недавно и вовсе засыпали. В Медцентре вообще нет своей школы, и дети ходят либо в 45-ю, либо в 42-ю. Иучебные заведения, к которым причислены юные жители витебских новостроек, страдают от заполненности.

Можно ли чему-то научиться, когда в классе три футбольные команды? Мы решили узнать мнения психолога, родителей, детей и учителей.

Фото: ntv.ru

Фото: ntv.ru

Типичный ответ американского учителя из книги популярного американского журналиста Малкольма Гладуэлла «Давид и Голиаф: Как аутсайдеры побеждают фаворитов»:

Для меня идеальное число — 18. Достаточно, чтобы ни один ребёнок в классе не чувствовал себя беззащитным, но при этом каждый мог почувствовать свою значимость. 18 человек легко разделить на группы по два, три или шесть — в зависимости от нужной степени интимности. 24 — второе любимое число; дополнительные шесть учеников ещё больше повышают вероятность того, что среди них окажется какой-нибудь шалун, бунтарь или даже два. Но его энергетическая масса больше напоминает аудиторию, чем команду. Добавьте ещё шесть учащихся до 30, и мы ослабим энергетические связи настолько, что даже самый харизматичный учитель не сумеет творить чудеса постоянно.

Вот только много ли у нас харизматичных учителей? Скорее всего, из школьной «биографии» каждого из нас сохранились теплые и более-менее четкие воспоминания об одном-двух учителях, которые действительно производили на нас впечатление. Увы, с теперешней текучкой кадров в большинстве школ молодые специалисты, пришедшие на работу сразу после окончания университета и не имеющие за плечами опыта, отрабатывая 2 положенных по закону года, уходят в свободное плаванье, подальше от педагогики и других областей деятельности, треплющих нервы.

Мнение опытного витебского педагога:

Если каждому из 30 учащихся уделить в течение урока по 1 минуте, то новый материал даже и давать-то не стоит: минута на оргмомент, 2 минуты на проверку домашнего задания, 3-5 минут на объяснение нового домашнего, еще пара минут «на все-про-все», итого на новый материал – не более 5 минут. А если еще в классе с дисциплиной не особо, то одно из двух: либо выдать материал фронтально, бесконтрольно, без индивидуальной работы, либо нормально поработать с каждым – убедиться в том, что он все правильно понял, исправить ошибки, объяснить еще раз, если потребуется, лишний раз опросить… И черт с ним, с новым материалом!

Анастасия, учитель в одной из витебских школ, выражает похожее мнение:

Очень тяжело работать, если в классе 25-30 человек. На мой взгляд, оптимальное количество учеников – 15-17. А если честно, чем меньше, тем лучше. 

В «учительских кулуарах» иногда идет обсуждение следующей темы: почему для изучения иностранного языка класс делят на маленькие подгруппы, а для остальных предметов – нет? Ведь далеко не для каждого ребенка это самый важный школьный предмет. В итоге при большом количеством детей в классе у педагога появляется много дополнительной работы, которая, кстати, не оплачивается.

Анастасия, учитель белорусского языка и литературы:

Чем больше учеников в классе, тем больше у учителя работы. Во-первых, нужно обязательно следить за тем, чтобы дети не расслаблялись, что случается из-за того, что в большом классе учитель не может успеть за  один урок уделить внимание каждому ребенку. Во-вторых, чтобы чаще оценивать каждого ученика, приходится придумывать для детей дополнительные задания, те же карточки, например. А это время на то, чтобы найти задание и потом на то, чтобы его проверить. Плюс никто не компенсирует стоимость распечатывания дополнительных материалов к уроку. 

Тратить свое личное время и деньги будет не каждый учитель. В особенности, понимая то, что при большом количестве учеников в классе определить уровень, способности и перспективы каждого очень и очень сложно. Психолог Татьяна Ивановна, много лет работающая с детьми школьного возраста, считает, что в классах, где учатся от 25 детей, личностный подход к каждому ребенку осуществить невозможно. Но тем не менее действительно стоит отметить, что есть по-настоящему талантливые и преданные своему делу учителя, которым это удается. Но это стоит личного времени.

Фото: paidagogos.com

Фото: paidagogos.com

Привыкают ко всему: многие родители смирились с тем, что детей в классах в районе 30. Мнение Яны, 27 лет (педагог дополнительного образования):

У моего ребенка 25 одноклассников. Но я считаю, на передачу знаний влияет не количество, а качество. В прошлом году было 27, из них 2 ребенка очень шумные, практически неуправляемые. В этом году они ушли, и все стало намного лучше. Естественно, хочется, чтобы в классе было человек 20 – учителю будет намного легче, он сможет уделить внимание каждому. Ну а сейчас мы довольны, потому что лучше быть в тесноте, но ближе к дому: в нашем случае на Московском, а не на 5-ом коммунальном, например. Мы из Билево-2, и в этом районе со школами вообще проблема.

Ну а пока учителя меняют место работы в школе на другое при первой возможности, родители ищут для своих чад репетиторов, или малочисленные группы на каких-то курсах в городе, или пользуются платными образовательными услугами школ (факультативами, на которых, конечно, не будет больше 20 учеников), давайте посмотрим, что по этому поводу думают сами школьники.

Вот что нам рассказал Иван, ученик 11-го класса одной из витебских гимназий:

Если в классе большое количество учеников, то это способствует развитию командного духа, проявлению сострадания к товарищам, взаимная помощь и так далее. Но большое количество учеников с разными типами темперамента, с разными характерами позволяет развить коммуникабельность, позволяет человеку научиться находить общий язык с другими людьми. Но в то же время это может привести к возникновению конфликтов из-за различий в характере. Недостатком большого класса является так же и то, что вопреки всем дружеским и товарищеским связям, такой класс не может быть единым организмом. В данной социальной группе будут появляться свои подгруппы, в которых может возникнуть напряженность. И не стоит забывать об элементарных бытовых проблемах: тот же недостаток посадочных мест в классах. Если все обобщить, то я считаю, что оптимальное количество человек в классе – 20. 

К сожалению, в ближайшей перспективе о том, чтобы каким-то образом «разгрузить» переполненные классы, не идет даже речи. А тем временем все чаще говорят об ухудшении качества образования и снижении уровня образованности молодежи.