3 истории о людях, которые спасали деревья

как прожить на дереве два года, зачем активисты приковывают себя к стволам и кто остановил вырубку парка в Минске

Прошло совсем немного времени, и вот борьба за «зеленое пространство» для жизни распространилась по всему миру. Люди больше не хотят жить в безликих каменных джунглях, интересуются экологией и все больше задумываются о здоровом и правильном питании. Приверженцы вегетарианства и веганства активно предлагают свои альтернативы для желающих сделать свою жизнь экологичнее, а также этичнее по отношению к другим видам, населяющим нашу планету, а некоторые страны даже пересматривают свою политику в отношении переработки отходов и защиты природных ресурсов.

Например, кто может себе представить наш мир без деревьев? В городе лес заменяют нам парковые зоны, где жители могут отдохнуть от цивилизации среди природы. Судьбой городских парков все больше интересуются и жители Витебской области, например, совсем недавно жители города Чашники выступили в защиту парковых деревьев. Продолжают бороться за место для отдыха и в Витебске, где мы уже потеряли сквер на площади Победы. Теперь здесь активно выступают в защиту парка Партизанской славы.

Сегодня, 2 октября, в Международный день ненасилия мы предлагаем вам вспомнить людей, с которых начиналась история защиты деревьев, и разобраться, может ли мирный протест сделать наш мир лучше.

История первая. Скованные одной цепью, связанные одной целью

Первые масштабные протесты потрясли в 90-ых далекую для нас Америку, когда активисты кампании HeadWaters решили защитить от уничтожения древний хвойный лес с гигантскими секвойями, деревьями, которые встречаются только в Северной Америке. Из этого вырос протест, вошедший в историю как одна из самых долгих и успешных акций по защите леса. «Осада», которую держали активисты организации Earth First! длилась целых 15 лет.

The Biscuit (1990). Автомобильная блокада препятствует входу в лес Shawnee. Фото Orin Langelle

The Biscuit (1990). Автомобильная блокада препятствует входу в лес Shawnee. Фото Orin Langelle

Для того чтобы уберечь деревья от пил лесорубов, борцы за природу строили баррикады из перевернутых машин, круглосуточно дежурили возле некоторых участков леса и даже приковывали себя к деревьям, образуя живую цепь защиты.

God Bless America (1990). Лесная служба США использует автоген, чтобы отсоединить демонстранта от лесозаготовительной техники. Им пришлось обернуть голову этого человека алюминиевым щитом. Пока они резали замок, демонстрант пел "Боже, благослови Америку". Фото Orin Langelle

God Bless America (1990). Лесная служба США использует автоген, чтобы отсоединить демонстранта от лесозаготовительной техники. Им пришлось обернуть голову этого человека алюминиевым щитом. Пока они резали замок, демонстрант пел “Боже, благослови Америку”. Фото Orin Langelle

Лидер  Earth First!, защитница окружающей среды и феминистка Джуди Бари, заплатила за освобождение уникального леса собственной жизнью: под сиденье ее машины была заложена бомба. Вклад Джуди Бари в борьбу с неконтролируемой вырубкой лесов был огромен: она активно пыталась построить диалог между рабочими Pacific Lumber и демонстрантами, чтобы не допустить применения насилия во время протеста. Ее смерть имела огромный общественный резонанс.

Джуди Бари и Дэррил Черни играют на музыкальных инструментах возле калифорнийского отделения офиса лесного хозяйства. Джуди Бари верила, что музыка может стать одним из эффективных способов ненасильственного протеста. Фото Alicia Littletree Bales

Джуди Бари и Дэррил Черни играют на музыкальных инструментах возле калифорнийского отделения офиса лесного хозяйства. Джуди Бари верила, что музыка может стать одним из эффективных способов ненасильственного протеста. Фото Alicia Littletree Bales

Результатом протеста в 1999 году стало признание компанией Pacific Lumber собственного поражения, а правительство выделило 480 миллионов долларов на покупку 7,472 акров леса для создания там заповедника. Компания Pacific Lumber объявила о своем банкротстве в 2007 году.

История вторая. Девушка, которая два года прожила на дереве

Эта история, произошедшая в конце 90-ых, совсем не связана с любительским экстримом: 23-летняя Джулия Хилл по прозвищу «Butterfly» (Бабочка) в течении 738 дней (с 1997 по 1999 годы) прожила на 1500-летней секвойе высотой в 55 метров для того, чтобы защитить ее от уничтожения. Выступив против Pacific Lumber Company, вырубающей лес в северной Калифорнии, Джулия, на тот момент никак не связанная с организациями по защите окружающей среды, получила поддержку волонтеров, в том числе Earth First! Девушка приняла решение подняться на гигантское дерево и попытаться прожить на нем неделю. Девушка дала гигантской секвойе имя – «Luna» (Луна).

Джулия Хилл и Луна. Источник: соц.сети

Джулия Хилл и Луна. Источник: соц.сети

Для того, чтобы выжить в диких условиях, Джулия получала от группы поддержки из восьми человек продукты, поднимая их с помощью веревок наверх. Ее импровизированный дом размещался на двух платформах 1,8х1,8 метров, спала она в спальном мешке, а готовила на пропановой горелке. Джулии приходилось нелегко: за время своей жизни на “Луне” ей пришлось выдержать холодные дожди и ветер до 64 км/ч от El Nino, а также десятидневную осаду на вертолете, организованную охранниками компании, ее пытались запугать рабочие.

Джулия Хилл и ее импровизированный дом. Источник: соц.сети

Джулия Хилл и ее импровизированный дом. Источник: соц.сети

Когда деревья падали рядом с ее новым домом, Джулия чувствовала свою причастность к этой трагедии, в своем эссе «Любовь в действии» (Committed Love in Action) (2002), она пишет:

«Каждый раз, когда цепь проходила по этим деревьям, я чувствовала ее так, будто она проходила сквозь меня. Как будто ты видишь, как убивают твою семью. И, также как мы теряем часть нас самих, когда уходит кто-то близкий, также я теряла часть себя с каждым падающим деревом»

Для связи с окружающим миром Джулия использовала телефон на солнечных батареях. Фотографии Джулии, обнимающей Луну, регулярно появлявшиеся в прессе, изменили понимание людьми далекого, в общем-то безликого лесного пространства, показав Луну как существо с собственными правами и чувствам.

Жизнь на гигантском дереве. Источник: соц.сети

Жизнь на гигантском дереве. Источник: соц.сети

Джулия добилась своего в 1999 году, когда компания Pacific Lumber сдалась и согласилась сохранить Луну и остальные деревья в 61-метровой буферной зоне.
Сейчас Джулия Хилл является успешным мотивационным оратором и защитником окружающей среды.

История третья. Как люди, птицы и детские рисунки защищали парк в Минске

Третья история произошла гораздо ближе к нам, она произошла весной этого года в парке Котовка. Случай может показаться знакомым, ведь, как и в нашем городе, спорным вопросом здесь оказалось строительство храма.

Как сообщает «Зеленый портал», в 2011 году религиозная община «Римско-католический приход святых Апостолов Петра и Павла и святого Евгения де Мазенод» инициировала строительство костела в сквере Котовка района Зеленый луг. Но, когда дело дошло до рубки тополей, жители окрестных улиц выступили с протестом. Оказалось, что про общественное обсуждение здесь слышат впервые. Жителям Зеленого Луга мешал далеко не сам храм, а выбранная для застройки площадка. Добровольно отдавать под вырубку 30-49 деревьев они отказались и начали протест.

Фото greenbelarus.info

Фото greenbelarus.info

Группа горожан обратилась в прокуратуру, а затем привлекла специалистов из Академии наук и ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», которые определили, что сквере гнездятся птицы. В результате более 15 деревьев попали под защиту Закона Республики Беларусь «О животном мире», где указано, что вырубку деревьев с расположенными на них гнездами запрещено производить до 15 августа.

Фото greenbelarus.info

Такими листовками жители Зеленого Луга “украшали” деревья в парке. Фото greenbelarus.info

К сожалению, на предложение перенести место строительства храма было отказано. В ходе детального изучения плана сельхозпоселка выяснилось, что Котовка является сквером, а , согласно ответу Института природопользования Национальной академии наук Беларуси,

«на бульварах, в скверах, в отличие от многофункциональных и специализированных парков, не рекомендуется размещать капитальные строения. В парках капитальные строения могут быть размещены в составе рекреационной инфраструктуры для обслуживания отдыхающих и территории. По мнению специалистов, церковный приход не может быть отнесен к рекреационной инфраструктуре объекта озеленения».

Местные жители также инициировали подпись петиции в защиту Котовки, а также разместили на деревьях яркие плакаты с призывами сохранить парк.

Чтобы чего-то достичь, надо за это бороться, однако, это совсем не значит, что нужно прибегать к насилию. Ведь, в конце концов, путь насилия не ведет ни к чему хорошему.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *