Искусство на свалку?

Витебск, мусоровозка, арт-объект, Дёмчев, Корженевский Криминал

В Витебске после окончания Славянского базара были уничтожены арт-объекты перформанса «Тайна»

Витебск, мусоровозка, арт-объект, Дёмчев, Корженевский
Мусоровозочная машина, увозившая арт-объекты. Источник: соцсети

О произошедшем на следующий день после завершения официальных мероприятий стало известно из публикаций в соцсетях и обращения к нам некоторых культурных активистов. С арт-объектами Кирилла Дёмчева ничего не могли сделать погодные условия, зато с ними справились работники мусоровозки. Человеческий фактор вмешался в существование загадочных произведений, развивавшими смысл неожиданной и впечатляющей выставки «Что это такое?», происходившей в Витебском художественном музее. Это был совместный проект Кирилла Дёмчева и Анастасии Ганчаровой, выявлявший ту предельную грань, когда человеческое начало переходит в нечто иное по отношению к этой самой человеческой реальности. И вот арт-объекты на «Славянском базаре» также стали напоминанием о незримом, стоящем за привычным социумом, вызывая изумление многих взрослых и неподдельный интерес со стороны детей. А дети, как известно, более остро чувствуют мистическую реальность.

арт-объект, Дёмчев, Витебск, Корженевский
Проявление неподдельного интереса… Источник: соцсети

Вообще, само понятие перформанса, мягко говоря, не очень знакомо обычному витебскому зрителю. На прошедшем в этом году «Славянском базаре в Витебске» представлялись перформансы и Кирилла Дёмчева, и Анастасии Ганчаровой. «Странные» предметы, которые остаются после демонстрации перформанса, являются не просто произведениями, но становятся культурными артефактами, сохраняющими в себе свет той идеи, огонь которой зажигается во время представления. Здесь есть отличие от спектакля, ибо театральная постановка предполагает развитие действия. В перформансе же смысл явлен изначально, он сродни откровению, которое сохраняется в артефактах и через определённое время «остывает», исходя из законов энтропии. Но тем не менее, специфика формы предполагает, что произведения должны оставаться определённое время в пространстве и свидетельствовать об идее.

Ганчарова, перформанс, Витебск, Корженевский
Перформанс Анастасии Ганчаровой. Источник: соцсети

Вероятно, уборщики мусоровоза посчитали, что идея уже достаточно «остыла», и без ведома создателя арт-объектов поместили их в свою машину. Ссылались они на некий приказ, и несмотря на присутствие близких знакомых художника, сделали своё «дело». При этом повторяя, что «приказано всё убрать». Разумеется, арт-объекты были раздавлены и безнадёжно испорчены. Открытие перформанса происходило на улице Крылова, а варварское уничтожение осуществлялось уже на улице Пушкина, куда объекты перенёс художник. При этом нельзя не отметить, что уничтожены произведения, принадлежащие лично художнику, которые могли к тому же использоваться и на других выставках и перформансах.

мусоровозка, арт-объект, уборка, Дёмчев, Витебск, Корженевский
“Организованная уборка” арт-объектов. Источник: соцсети

Теперь некоторые представители культурной общественности, являвшиеся свидетелями варварского события, задаются вопросом, который висит уже давно и был в беседе с нами озвучен следующим образом:

Тем не менее, для нас, с грустью глядящих вслед отъезжающей машине, это была своего рода демонстрация отношения к современному искусству в нашем городе вообще… Как только официальные биеннале-триеннале-выставки-иностранные гости, и т.д., тогда художники нужны, и Витебск объявляется «городом художников». Но вот праздник закончился, и пускай клоуны убирают свой реквизит. А если нет – мы им «поможем»…

мусоровозка, мусор, Витебск, арт-объект, Корженевский
Обломки арт-объекта на мусоровозке. Источник: соцсети

А ведь действительно, уборщики на мусоровозе по сути концептуально завершили перформанс, сами не догадываясь об этом. Было продемонстрировано формализованное отношение городской администрации к культуре, когда благосклонно может восприниматься только то, что организовано «сверху». Причём подчеркнём, что перформанс Кирилла Дёмчева входил в официальную программу мероприятий, но как только «Славянский базар» закончился, произведения стали воспринимать как «неформальные». Таким образом выявилось показушное и начётническое отношение к искусству. Мы далеки от мнения, что всё произошедшее явилось результатом некоей «злой воли» представителей городских властей, но ведь насколько актуальным является «выдавливать по капле из себя раба», настолько же своевременно и выдавливать по капле из себя «совка». Подобные «уборочные акции» не красят город и препятствуют обретению его подлинно творческого облика, в котором должно быть минимум чиновничьего формализма. Произошедший случай должен стать недоразумением, а не обычной практикой управления культурными процессами.

непознанное, арт-объект, Дёмчев, Витебск, ратуша, Корженевский
Свидетельство о непознанном. Источник: соцсети
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Нехта

    Если бы ЭТО было настоящим искусством…тогда да, можно было бы говорить о трагедии. А так, мусор убрали на свалку…

    Ответить
  2. lis

    время разбрасывать мусор и убирать его…..

    Ответить
  3. Кондрат

    Художника жалко, надо было посетить со своей выставкой спецавтобазу, чтобы её работники были в курсе последних событий
    в мире высокого искусства, они ведь просто добросовестно делали своё дело – утилизировали нечто, что неподготовленному человеку
    трудно классифицировать иначе как мусор.

    Ответить
  4. Василий

    Такому “искусству” там самое место. У нас всякую чушь непонятную и бредовую нынче перфомансом кличут. А если например снять штаны и начать бегать и кричать – то это тоже перфоманс будет.

    Ответить
  5. Антось

    Што ж, у “год культуры” віцебскі “нехта” наглядна прадэманстраваў не толькі сваё разуменне культуры, але і свае адносіны да яе, да творчасці і да творцаў, да чалавека ўвогуле. Праўда, у нашым калгасе гэткім не надта здзівіш.

    Ответить
  6. Сергей

    Ахтыжгосподи! Дорогой “Желтый Курьер”, а слабо было вместо тучи воды в статье провести таки интересное журналистское расследование. Кто приказал убрать, почему, спросить у организаторов “базара”, добиться правды! А то бла-бла-бла совок, бла-бла-бла. Точно так же вам нужен “Город художников”, когда надо высосать скандальчик.

    Ответить