Site icon Витебский Курьер

Антисемитизм в Витебске: вымысел или реальность?..

Холокост или его отрицание, а также отношение к одному из самых известных проявлений ксенофобии – с этими вопросами мы обратились к жителям Витебска в день рождения Анны Франк

Анна Франк. Источник: papayastories.com

Дневник Анны Франк представляет собой трагическое свидетельство страданий одного отдельно взятого, еврейского народа и целенаправленных мер, предпринятых для его уничтожения во время Второй мировой войны. Реальность Холокоста, разумеется, не обошла и Беларусь вместе с Витебщиной, и ужасы массовых уничтожений на захваченной территории нашей страны общеизвестны. В настоящее время, читая исторические свидетельства, можно было бы удивляться и пребывать в недоумении относительно причин столь маниакальной методичности преследования нацистами народа, представители которого вносили большой вклад в культуру и науку европейской цивилизации. Считать евреев чем-то чужеродным по отношении к Европе могут лишь только те, кто сам к европейской культуре не имеет никакого отношения.

Оригинал дневника Анны Франк. Источник: ru.wikipedia.org

Причины антисемитизма в Европе или современном постсоветском пространстве становятся понятными, если обратить внимание на тот факт, что он набирает силу, когда происходит обострение имперских или националистических настроений. Особенно, если учесть, что в самом христианском Новом Завете выражается подчёркнуто отстранённая позиция по отношению к любой империи и отрицание приоритета национального самосознания в качестве определяющего фактора духовной самоидентификации. В Послании к Колоссянам апостол Павел говорит о том, что надо сбросить с себя образ ветхого человека, «облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Кол. 3: 10 – 11).

Эль Греко. Апостолы Пётр и Павел. Источник: j-times.ru

Как только христианство в  границах определённого политического пространства и в виде любой из версий перестаёт быть универсальным и ограничивает себя рамками империи или национальной общности, оно входит в конфликт с уникальной реальностью каббалистического Адама Кадмона, явленной в еврейской традиции. Это происходит от уровня бытового до самых глобальных метаидеологических обобщений. По сути, Адам Кадмон и представляет собой «человеческую матрицу», в чём и состоит оккультное объяснение концепции «избранного народа». Отсюда и совершенно особый исторический путь евреев, о котором повествуют священные тексты всех трёх авраамических религий. На уровне личностном к «человеческой матрице» причастны все люди в той или иной степени, однако именно еврейская среда является хранителем её свойств в самом фундаментальном виде, подобно сокрытому ныне Ковчегу Завета.

Адам Кадмон как Древо Сефирот. Источник: sigils.ru

Но в этом нельзя усмотреть в настоящее время никакого привилегированного положения, так как основополагающие тенденции развития современной цивилизации всё равно универсалистские, выходящие за пределы человеческого фактора. Их природа во многом обусловлена именно христианством. Все либеральные духовные течения не усматривают в еврейской традиции никакого прямого врага или конкурента. Напротив, религиозный консерватизм или фундаментализм очень часто апеллирует к различным вариациям еврейского или «жидо-масонского» заговора. Проявлений такого «традиционалистского сознания» достаточно у нас в стране, как и в городе, по причине мировоззренческого консерватизма многих людей.

Мемориал «Тростенец». Источник: po-mmz.minsk.by

Один из таких традиционалистских эксцессов, имевших христиано-языческую оккультную природу, и породил феномен Холокоста. В оккультном отношении это являлось попыткой уничтожить еврейство в целях утверждения за собой права человеческого первородства со всеми вытекающими из этого религиозными дивидендами. Конечно же, для носителей обыденного сознания все эти глубокие причины не играют значительной роли. «Обычный человек» у нас часто ограничивается бытовым антисемитизмом, но истоки всякого бытового антисемитизма именно в консерватизме национально-религиозного сознания. И помнить о Холокосте, являвшимся религиозным преследованием и массовым уничтожением, следует для того, чтобы не сползать в пещерный консерватизм, но утвердить духовно-эволюционную парадигму как позитивную ему альтернативу.

Джофра Босхарт. Видение Гермеса Трисмегиста. Источник: pinterest.com

Представляем нашим читателям результаты опроса горожан, проведённого 12 июня, в котором были затронуты проблемы: а) отношения к Холокосту, и b) наличия антисемитизма на Витебщине и в стране в целом. Ответы мы получили разные, но во всех можно увидеть небезразличие и искренний интерес жителей города к осмыслению исторического пути Беларуси.

Витебск. Площадь Победы. 12 июня 2016 г. Фото Георгия Корженевского

Григорий, 36 лет:

Насколько мне известно, Холокост – факт общепризнанный, разумеется был он… Что же касается антисемитизма, если и есть, то не осознанный, а скорее остаточные явления… Вообще я не припомню, что бы мне приходилось сталкиваться с антисемитизмом в нашем городе, при моём достаточно широком круге общения.

Елена, 26 лет:

Естественно, как историк по образованию, я верю в то, что Холокост был. Считаю, что проблемы антисемитизма в Беларуси нет, разве что малые локальные проявления. У нас народ исконно достаточно аморфный и толерантный, разве что радикально настроенные малочисленные группировки могут представлять угрозу ту или иную. Во времена моей молодости видала я и скинхедов, и они высказывали свои взгляды. А сейчас эта молодежь уже выросла, и их позиция во многом изменилась.

Николай, 53 года:

Я не историк, поэтому что-то утверждать не могу. Мы (не историки) ведь не «знаем», а «верим» или не «верим». Что-то страшное в истории, конечно же, было. И, к сожалению, страшное где-то происходит постоянно… Массовые убийства на национальной и религиозной почве – это «звериный» факт биографии человечества. Есть ли у нас проблема антисемитизма? Я думаю, любая палка всегда о двух концах. Принцип маятника – он везде: гонения на «голубых» – гей-парады (маятник качнулся). Антисемитизм – сионизм, имперское мышление у отцов – демократия сорта «манной каши» у части детей. У нас «разведчик», а у врагов – «шпион»… и т.д. Любое противопоставление – это орудие политики, орудие манипулирования массами. Правда замешивается с ложью постоянно, рецептам тысячи лет уже. Враг всегда «подлый» и «гнусный», кстати, часто это и правда. Ведь любое противостояние уже несет в себе всё плохое. Если у тебя кто-то враг, это означает, что ты тоже враг…

Анна и Марго Франк. Источник: 112.ua

Сергей, 51 год:

Третий Рейх целенаправленно уничтожал евреев и цыган, что не вызывает вопросов, наверное, ни у одного жителя Беларуси. Антисемитизм у нас в мягкой форме, наверное, всё-таки присутствует – хотя очень хотелось бы сказать, что нет. Впрочем, как и настороженность по отношению к цыганам.

Андрей, 33 года:

Холокост был. Он есть и сейчас. Более того, будет ещё не один. И всё это применимо к разным народам. Тесно нам и скучно. Везде есть место ксенофобии и это нормально. Это здоровый инстинкт социума, помогающий выживать. Но мне это не близко, и я не принимаю. Да и вообще социопат я…

Людмила, 36 лет:

Я мало знаю о Холокосте с исторической точки зрения, но уверена, что он был. И антисемитизм у нас в Витебске есть. Как, впрочем, и в других странах постсоветских. У меня в роду были евреи, наверное потому у меня несколько крупный нос, за который меня в школе дразнили «жидовкой». Так что часть прелестей антисемитизма я испытала на себе. Знаю несколько белорусов с польскими корнями, которые любят похвастаться, что они – потомки благородных шляхтичей, а прочие, особенно евреи – быдло. Такой шляхтич сидит без работы в грязной рубашке перед телевизором да ругает «жидов».

Ещё один эпизод вспомнился: в Полоцке на Стрелецком рынке мы с мужем зашли перекусить в небольшую рюмочную. Взяли пива, беляши, салат. Сели, кушаем. Подсел дедок со стаканом водки и давай рассказывать, что все проблемы в Беларуси из-за жидов да хохлов понаехавших. Так и хотелось спросить: а что, жиды с хохлами на избирательных участках галочки напротив Лукашенко ставили? Да уж наверняка нет!

Александр, 35 лет:

И Холокост был, и антисемитизм у нас есть. Антисемитизм больше бытовой. Часто не ярко выраженный и напоминающий банальную зависть. Проблема есть. Как и во всём мире.

Дмитрий, 39 лет:

Я понимаю, что хватает идиотов отрицать всё, даже существование своего глупого тела. Конечно, я слышал от таких людей, а они мне попадались в жизни, к сожалению, что цифры жертв преувеличены. Меня это повергало в ступор. Как вообще можно об этом так рассуждать? Но видимо можно. Вон персы благородные до сих пор лелеют свой «утончённый» антисемитизм. Конференции проводят. Холокост – это гигантская фабрика смерти. Невозможно соизмерить степень ужаса. Идиотов хватает. Им надо кого-то ненавидеть. Я вообще в душе гражданин Израиля.

Отто Франк, отец Анны Франк, с наградой «Голден Пэн». 1971 г. Фото Дэйв Колкин / AP

Владимир, 50 лет:

Холокост был, несомненно. Глобального, как общественного явления, антисемитизма, думаю, нет. Но устойчивая небольшая группа населения антисемитов присутствует, в общем, как и присутствовала всегда. В большинстве случаев, эти же люди придерживаются нацисткой идеологии также по отношению и к другим национальным группам.

Наталья, 36 лет:

Холокост имел место, конечно. Антисемитизм – явление объективное, конечно, он есть.. Но тут вопрос вот в чём… Всё, что касается евреев как нации, в первую очередь связано с именем Христа, как известно, Он произошёл из еврейского народа. Они Его распяли. И, согласно Библии, они сами взяли на себя ответственность за убийство Невинного, Сына Божьего. Именно по этой причине представители этого народа всегда будут гонимы, какими бы прекрасными они не были… А всем известно, и в Библии тоже это упоминается, какие они по характеру, по своим качествам, присущим только представителям этого народа. Таков мой ответ. Я лично воспринимаю их исключительно как избранный народ Божий.

Николай, 54 года:

Конечно, Холокост был – бессмысленно это отрицать. Но не только геноцид евреев, но и цыган. Многих других народов, которых нацисты хотели уничтожить. Первый в Новейшей истории геноцид армян и других народов Османской империи. Говорить о развитом антисемитизме в нашей республике, наверное, нельзя, хотя на бытовом уровне он, видимо, есть.

Мария, 30 лет:

По поводу Холокоста, когда имеется в виду преследование и геноцид евреев в годы Второй мировой войны, то да, конечно он был, и это очевидно. Если говорить об антисемитизме, в принципе, ответ – да, он проявляется. Особенно сравнивая с другими странами. В большинстве стран Западной Европы (по моему опыту), особенно среди молодежи, сейчас людям всё равно – еврей ты или нет. Можно спокойно сказать – моя бабушка еврейка / испанка / русская / гречанка, и на это особенно никто не отреагирует. Ну, еврейка так еврейка. У нас же по-прежнему это такой «специальный» момент. Значит, есть особое отношение к евреям. Хотя такое же отношение и к, допустим, армянам, грузинам, хотя немного с другим оттенком…

Антисемитизм, тоже, пожалуй, есть. В старшем поколении это очевидно. Хотя в Беларуси вообще с этим интересная история. У многих, конечно, друзья и родственники евреи, что – и с моей точки зрения это абсолютно парадоксально – не мешает людям искренне любить «своих» евреев, и не любить «жидов» в целом. Ещё такой момент, что, конечно, у евреев очень развита общинность. И всегда так было. И это реальная ситуация, когда для них тоже «свои» в очевидном приоритете перед «не своими». Это как замкнутый круг, но сейчас, к счастью, всё стирается. Новому поколению уже в общем всё равно, да и перемешались все давно…

Александр, 49 лет:

Тема эта непростая, и я столкнулся с тем, что Витебск – это антисемитский город. И в Беларуси антисемитизм тоже проявляется. От этого дурно пахнет. Но и тема Холокоста неоднозначна. Из неё сделали такой флаг, которым размахивают, причём, где надо и где не надо. Очень много конъюнктуры на эту тему, идёт определённая пиар-кампания. Но ведь страдали совершенно обычные люди, та же Анна Франк, которая писала свои дневники.

Вопрос Холокоста – очень серьёзный, и касается всего человечества. Утверждения же о «богоизбранности» – это от недостатка элементарной общей культуры. Холокост был не только в отношении евреев. Нужно помнить о том же Холокосте цыган. А геноцид белорусов, который продолжается о сих пор… Вся эта ксенофобия неприятна. Я родился в той среде, когда узнал, что есть какое-то «не такое» отношение к евреям, только когда оказался в Витебске.

Воинский салют в освобождённом Витебске. 1944 г. Истчоник: evitebsk,com
Exit mobile version