О решении вопросов гендерного равенства или превосходства посредством силы неувядаемой красоты, которую несёт в себе искусство.
Мы продолжаем тему высокого искусства о духовном и вечном, явленного на выставке «Abstract» в Витебском центре современного искусства, бессменным куратором которой является Василий Васильев. Эта выставка несёт в себе поистине неисчерпаемые смыслы, и мы рады продолжить разговор о ней, представив замечательное произведение Татьяны Наговицыной в смешанной технике с красноречивым названием «Альфа». Да, речь пойдёт о доминации, однако она не будет на самом деле иметь отношения к «войне полов».
На наш взгляд, не будет преувеличением сказать, что феминистический проект в виде совокупности социальных движений никогда не даёт женского ответа. Это всегда мужской ответ и заимствование мужских форм поведения. И вот Татьяна Наговицына представила именно женский ответ на вопросы доминирования. Как известно, понятие «альфа» в биологии и этологии означает особь, занимающую доминирующее положение в стае. И, конечно же, как и в человеческом обществе, это чаще всего мужская особь. Власть мужчины – это не просто власть грубой силы. Это власть идеи и смысла, которая может проявляться через грубую силу личности, социума, государства, а может, конечно же, иметь и исключительно духовные формы. Татьяна Наговицына предложила другую модель доминирования: через ослепительную красоту и восхищение бытием.
В своём выступлении на открытии выставки художница начала говорить именно о спонтанности, которая характерна для женского подхода к восприятию мира. Конечно же, в обычной жизни женщина может являться сколько угодно рациональной. Однако это, скорее, печать, которая была наложена на неё патриархатом вкупе с его различными формами мужской безответственности. Женщина была вынуждена стать рациональной. Но её внутренняя природа характеризуется интуитивностью и иррациональностью, и таково восприятие творческого процесса у Татьяны Наговицыной:
На самом деле, всё является спонтанным, и никогда не знаешь окончательный результат, что в итоге получится… Те вопросы, которые ставишь перед собой в начале, начинают потом развиваться и перерождаться.
Произведение Татьяны Наговицыной представляет собой «мир тысячи солнц», и предстаёт продолжающим её космологическую тему, замечательно раскрытую на совместной с Еленой Толобовой выставке «COSMOGONY». Если картины Елены Толобовой говорили о тёмной и бездонной космической глубине, то работы Татьяны Наговицыной передавали бесконечную радость процесса происхождения миров. Здесь же художница рассказывала о тюльпанах, а ведь цветы являются олицетворением красоты мироздания:
В начале я увидела фотографии тюльпановых полей в Голландии. Они меня поразили своим ритмом, своим цветом, и в особенности этот жёлтый цвет, который меня заворожил. Потом родился фиолетовый, в сочетании с жёлтым, а в результате, оказывается, тюльпанов нет, но они ведь есть в душе, они ведь были изначально.
Жёлтый – это цвет солнечной энергии и жизненной силы, а фиолетовый – женственности и сексуальности. В таком сочетании они и являют гендерный ответ художницы: сила женщины в интуиции и спонтанности, характеризующих её вселенную, отличающуюся неизменной красотой:
Оказывается, жёлтый, лимонный и фиолетовый в сочетании своём, это максимальное отражение доминанты, самой идеи доминирования. Таким образом произошло само название работы «Альфа»: максимальная женственность и максимальная доминанта.
Женщина, осознавшая истоки своей внутренней природы, обладает возможностью всей полноты разумного сотрудничества с миром мужчин, и никогда не рискует быть аннигилированной им. Стоит обратить внимание на ёмкое выражение художницы: «тюльпанов нет». Это означает, что они перестали быть внешним фактором, всего лишь украшающим мир феноменов, а сделались осознанным достоянием внутренней жизни художницы. Тюльпаны Татьяны Наговицыной, утверждающие женскую реальность, стали действительно неувядающими.