Гендерный ответ Татьяны Наговицыной

О решении вопросов гендерного равенства или превосходства посредством силы неувядаемой красоты, которую несёт в себе искусство.

Ганчарова, Наговицына, Вольнов, Корженевский, абстракт

Анастасия Ганчарова, Татьяна Наговицына, Владимир Вольнов на открытии выставки “Abstract”. Фото Георгия Корженевского

Мы продолжаем тему высокого искусства о духовном и вечном, явленного на выставке «Abstract» в Витебском центре современного искусства, бессменным куратором которой является Василий Васильев. Эта выставка несёт в себе поистине неисчерпаемые смыслы, и мы рады продолжить разговор о ней, представив замечательное произведение Татьяны Наговицыной в смешанной технике с красноречивым названием «Альфа». Да, речь пойдёт о доминации, однако она не будет на самом деле иметь отношения к «войне полов».

Наговицына, альфа, абстракт, Корженевский

Татьяна Наговицына. Альфа

На наш взгляд, не будет преувеличением сказать, что феминистический проект в виде совокупности социальных движений никогда не даёт женского ответа. Это всегда мужской ответ и заимствование мужских форм поведения. И вот Татьяна Наговицына представила именно женский ответ на вопросы доминирования. Как известно, понятие «альфа» в биологии и этологии означает особь, занимающую доминирующее положение в стае. И, конечно же, как и в человеческом обществе, это чаще всего мужская особь. Власть мужчины – это не просто власть грубой силы. Это власть идеи и смысла, которая может проявляться через грубую силу личности, социума, государства, а может, конечно же, иметь и исключительно духовные формы. Татьяна Наговицына предложила другую модель доминирования: через ослепительную красоту и восхищение бытием.

альфа, Наговицына, Сотников, Корженевский

“Альфа” и скульптурные произведения Сергея Сотникова. Женское и мужское искусство. Фото Георгия Корженевского

В своём выступлении на открытии выставки художница начала говорить именно о спонтанности, которая характерна для женского подхода к восприятию мира. Конечно же, в обычной жизни женщина может являться сколько угодно рациональной. Однако это, скорее, печать, которая была наложена на неё патриархатом вкупе с его различными формами мужской безответственности. Женщина была вынуждена стать рациональной. Но её внутренняя природа характеризуется интуитивностью и иррациональностью, и таково восприятие творческого процесса у Татьяны Наговицыной:

На самом деле, всё является спонтанным, и никогда не знаешь окончательный результат, что в итоге получится… Те вопросы, которые ставишь перед собой в начале, начинают потом развиваться и перерождаться.

Наговицына, абстракт, космогония, Корженевский

Искусство Татьяны Наговицыной на выставке “COSMOGONY”. Фото Георгия Корженевского

Произведение Татьяны Наговицыной представляет собой «мир тысячи солнц», и предстаёт продолжающим её космологическую тему, замечательно раскрытую на совместной с Еленой Толобовой выставке «COSMOGONY». Если картины Елены Толобовой говорили о тёмной и бездонной космической глубине, то работы Татьяны Наговицыной передавали бесконечную радость процесса происхождения миров. Здесь же художница рассказывала о тюльпанах, а ведь цветы являются олицетворением красоты мироздания:

В начале я увидела фотографии тюльпановых полей в Голландии. Они меня поразили своим ритмом, своим цветом, и в особенности этот жёлтый цвет, который меня заворожил. Потом родился фиолетовый, в сочетании с жёлтым, а в результате, оказывается, тюльпанов нет, но они ведь есть в душе, они ведь были изначально.

альфа, Наговицына, Корженевский, абстракт

Татьяна Наговицына. Альфа (фрагмент)

Жёлтый – это цвет солнечной энергии и жизненной силы, а фиолетовый – женственности и сексуальности. В таком сочетании они и являют гендерный ответ художницы: сила женщины в интуиции и спонтанности, характеризующих её вселенную, отличающуюся неизменной красотой:

Оказывается, жёлтый, лимонный и фиолетовый в сочетании своём, это максимальное отражение доминанты, самой идеи доминирования. Таким образом произошло само название работы «Альфа»: максимальная женственность и максимальная доминанта.

Татьяна Маклецова-Яковлева, Анастасия Ганчарова, Татьяна Наговицына на открытии выставки "Abstract". Фото Георгия Корженевского

Татьяна Маклецова-Яковлева, Анастасия Ганчарова, Татьяна Наговицына на открытии выставки “Abstract”. Фото Георгия Корженевского

Женщина, осознавшая истоки своей внутренней природы, обладает возможностью всей полноты разумного сотрудничества с миром мужчин, и никогда не рискует быть аннигилированной им. Стоит обратить внимание на ёмкое выражение художницы: «тюльпанов нет». Это означает, что они перестали быть внешним фактором, всего лишь украшающим мир феноменов, а сделались осознанным достоянием внутренней жизни художницы. Тюльпаны Татьяны Наговицыной, утверждающие женскую реальность, стали действительно неувядающими.

Татьяна Наговицына, Владимир Вольнов, Елена Ге, Леонид Медведский, Виктор Шилко. Фото Георгия Корженевского

Татьяна Наговицына, Владимир Вольнов, Елена Ге, Леонид Медведский, Виктор Шилко. Фото Георгия Корженевского