Site icon Витебский Курьер

Олег Кирюшкин: память о Чернобыле

В культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска “Двина”» проходит выставка Олега Кирюшкина «Дорога жизни», посвящённая 30-летию трагедии на Чернобыльской АЭС.

Олег Кирюшкин. Фото из афиши выставки

Художник Олег Кирюшкин – человек очень разнообразных творческих поисков. Он работает в разных стилях, жанрах и видах изобразительного искусства, что, несомненно, говорит о широчайшем диапазоне его личного восприятия мира. В то же время нельзя не отметить при всей этой разноплановости наличие внутреннего единства творчества.

О. Кирюшкин. Чернобыль. 2005 г.

Прежде всего, Олег Кирюшкин являет собой тип человека естественной среды, обладающего глубоким и тонким чувствованием природного мира. При этом художник склонен к символическому выражению реальности, более того, в его картинах отчётливо проявлен мистицизм. Вместе с тем, для него всегда была присуще отражение социальной тематики, и данная выставка как раз предстаёт результатом вовлечённости в самые тяжёлые проблемы народной жизни. Кстати, Олег Кирюшкин не только художник, он ещё и поэт, и на самой выставке можно ознакомиться с его стихотворными произведениями.

О. Кирюшкин. Отходящий осенний день. 2001 г.

Выражение последствий Чернобыльской трагедии художником весьма многообразно. Это и удивительные деревенские пейзажи, заброшенность которых контрастирует с их красотой, и природные явления, выступающие своего рода тревожными предвестниками, и картины, отмеченные высокой степенью художественного обобщения и символизмом. Также посетители могут увидеть инсталляции Олега Кирюшкина, выражающие как боль народной катастрофы, так и универсальные бытийные темы. Живописец демонстрирует не только Чернобыль вещественный, но и духовный Чернобыль, опустошённость человеческого существования в нашем мире вследствие деградации системы ценностей. О глубине влияния катастрофы на жизнь народа, а также о творчестве художника, проходящей выставке и духовном содержании естественной среды, мы беседовали с мастером.

О. Кирюшкин. Из серии “Мир теней”. 2014 г.

– Как Чернобыльская трагедия затронула лично Вас, и когда Вы пришли к необходимости для себя отражения данной темы?

О. Кирюшкин. Затронула эта тема сразу же, после катастрофы 26 апреля 1986 года. На следующий год я уже стоял на изготовку с этюдником, и писал родные мотивы вёсачки Беседь, которая стоит на живописных берегах реки с таким же названием. Я видел, как наш народ и сама природа переносят эту боль. Было больно воспринимать неизвестность, ибо становилось ясно, что скоро отсюда уйдут люди и здесь будет зона отчуждения. Оставят землю, которую они любят, оставят свои дома и скарб… Это меня тревожило.

Однажды, когда я приехал в эти места, то даже не услышал пения птиц. Скворечники на яблонях тоже были пустыми. Не было людей, не слышно птиц, мёртвая зона…

О. Кирюшкин. Терпение природы. Берегите природу!

– В ряде Ваших картин наблюдается соединение реалистического метода и мистицизма, отличающегося образностью и большой силой художественного обобщения. Когда сформировалась у Вас эта идея и гармония?

О. Кирюшкин. Все мы первоначально видим совершенно реалистическую картинку и отражаем её. Но со временем вырабатывается собственное восприятие мира и видение натуры. Тогда человек начинает размышлять: как же дальше, что стоит за видимой нами действительностью? На почве этого создаются образы, художник обретает своё неповторимое творческое лицо. Соответственно, всё это и выражается в произведениях.

О. Кирюшкин. Путь в неизвестность. 2000 г.

– Вы пишете картины как реалистического плана, так и мистико-символического содержания. Не бывает ли конфликта, перетягивания, между этими двумя стилями?..

О Кирюшкин. Когда я вижу какую-либо интересную идею, сюжет, композицию, я уже сразу представляю: это может быть написан стих, или же это ложится на холст. Всё это идёт не от рассудка, а изнутри, из души. И на холст тоже ложится в разных решениях. Главное – передать тот образ, который позволяет выразить всю полноту того, что хочешь изобразить. Я себе не ставлю задачу следовать какому-либо методу, но передаю ту тему, которая меня в данный момент тревожит. Образ рождается из души, интуитивно. Для меня важно прежде всего то, что я хочу высказать. И тогда я уже ищу, как исчерпывающе выразить тему.

О. Кирюшкин. Цветущий хутор. 2002 г.

– Во многих Ваших картинах проявлено соединение социального содержания и мистического смысла. Насколько сознательно Вы это объединяете и почему для Вас здесь нет противоречий?

О. Кирюшкин. Опять же, я не ставлю себе конкретной задачи, чтобы вот здесь была мистика, а здесь реализм или социум. Увидел я сюжет, и он уже мне представляется образно, каким должен быть. То ли подать его в мистическом, то ли в реалистическом ключе. А для того, чтобы окончательно развить тему, порой приходится делать несколько зарисовок, этюдов, то есть провести подготовительную работу. И потом, среди всего этого, передать всю широту той мысли, которую хотел заложить в данную картину.

О. Кирюшкин. Мольба (молитва о выздоровлении). 2016 г.

– Каково соотношение в Ваших работах национального и общечеловеческого? Как, например, в Вашей картине «Романтики»…

О. Кирюшкин. В каждом человеке заложено такое свойство, как романтизм. Я помню, как в детстве, когда мне было 5 лет, собрался с другом, мы выстругали сабельки, и хотели дойти до горизонта. И мы пошли, желая этой саблей разрезать горизонт, чтобы посмотреть, что скрывается за ним. Дошли мы, казалось бы, до горизонта, а там другой горизонт. За старым горизонтом – новый горизонт. Так и человек, идёт, и ему интересно постичь неизвестное, узнать, что ждёт его впереди. И он может остаться романтиком до конца. Это универсальное…

О. Кирюшкин. Романтики. 2015 г.

Вот, в картине «Романтики», две фигуры, они находятся на земле, и смотрят на небесное тело, которое тоже напоминает земной шар. Почему табурет и кресло?.. Я считаю, что табурет – это трон для каждого бойца-мужчины. Табурет – самый распространённый предмет быта, оставшийся от наших предков, и пусть человечество будет жить ещё тысячелетия, всё равно табурет останется табуретом, пусть и в различных модификациях. На кресле же должна восседать женщина. Она более созерцательна и спокойна, присматривает за детьми и домашним очагом. А мужчина – это боец. Он должен думать о том, где завтра достать хлеб насущный, как прокормить семью, и бдеть, чтобы никто не потревожил семейный уют. И, соответственно, крылья… Какой человек не мечтает взлететь? Мы все с детства летаем: кто-то с печи, кто-то с дерева… Вот и крылья вырастают у нас, и происходит это с малых лет. Чем в большей степени ребёнок будет романтиком, тем большими у него станут крылья.

– Символизм табуретов у Вас действительно распространён. Вот, к примеру, инсталляция «Борьба»…

О. Кирюшкин. Это как борьба добра и зла. И, причём, тот табурет, который внизу, он более грубого исполнения, а белый – более изящный. Но, к сожалению, белый, когда боролся, крышечка у него улетела куда-то… Табуреты находятся на шахматной доске. Это говорит о том, что вся наша жизнь – как та игра…

О. Кирюшкин. Борьба

– Так стоит ли бороться?..

О. Кирюшкин. Если мужчина не борется, вся жизнь его становится подобием безымянной песчинки, и он превращается в «оно». И сегодняшнее распространение матриархата должно дать мужчинам толчок по жизни, чтобы они не забывали своё место и достоинство.

О. Кирюшкин. Собрание. 2015 г.

– Картины, представленные на Вашей выставке, очень разнообразны, в них есть и тревога, и красота. Каким образом выражение Красоты и Возвышенного может являться откликом на Чернобыльскую тематику?

О. Кирюшкин. Взаимоотношение мужчины и женщины, и гармония красоты – это единая тема. Мы никогда не перестанем удивляться рассветам, закатам, дождю, снегопадам… Как можно не влюбиться в то изящество формы, когда летит балерина?.. Как можно не удивляться красоте этой пластики?..

О. Кирюшкин. Лебедь белая. 1997 г.

Несмотря на все тяготы и лишения, сознание красоты присуще человеку. Выставка называется «Дорога жизни», и это говорит о том пути страданий и лишений, которым шёл наш белорусский народ. 1986 год… Потом распад Советского Союза в 1991 году, когда мы остались один на один со своей бедой… И наш народ выстоял.

– Деревенская тематика… Чем она является для Вас? Это возврат к естественному существованию, апология натуральной среды, боль об утраченном?..

О. Кирюшкин. Деревенская тематика для каждого белоруса – это основа основ… В тот же город люди ведь приезжали из деревень, правда, многие забывали свои истоки. А человеку, который остался сельским, нравится свободный простор, когда можно вдохнуть воздух полной грудью, на том же коне проскакать. Да, сельским людям тяжело, едят они тяжёлый хлеб.

Почему я пишу деревенскую тематику?.. Потому как мы, в своей основе, люди природы. Человек вышел из природы, не из города. Я люблю дышать утренней прохладой, видеть капельки росы на траве и цветах, посмотреть, как на речке поднимается туман. Вот она, красота, которая никогда не перестанет радовать душу. Невозможно не восхищаться этим. И человек всегда будет стремиться к природе. «Хорошо иметь домик в деревне», – как говорят сейчас…

О. Кирюшкин. Спадчына. 2011 г.
Exit mobile version