Как толочинские чиновники Президента опровергают

Город

Наш корреспондент исследует проблему  слухов о Чернобыльском следе на Витебщине.

s000129_606785
Ельский лесхоз. Фото elsk-leshoz.by

 

Во время пребывания в Чернобыльских регионах  Президент Беларуси обнародовал планы дать оценку ситуации, складывающейся на загрязненных территориях. «Кому сегодня верить? Тому, кто где-то сидит и пишет диссертацию, или тем, кто каждый день топчет эту землю? Конечно, тому, кто здесь живет», – отметил Александр Лукашенко. «Я верю людям и полагаюсь на них, ведь они лучше других знают, где можно разрабатывать землю, а где нет», – добавил глава государства.

Трудно согласиться с такими выводами. Так, нередко в наше время на местах наблюдается непрофессионализм, о чем свидетельствует отсутствие у чиновников элементарных навыков понимания печатного текста.

Вот пример подобного уровня знаний по данной проблеме в Толочинском районе. Как известно, Толочинщина – единственный на Витебщине регион, где было зафиксировано некоторое превышение радиационного фона. В начале 90-х годов замеры, произведенные специалистами, дали основания нанести на карту радиационного загрязнения радионуклидом цезия несколько кварталов лесных массивов  в Толочинском и Славненском лесничествах. С дозиметром в руках и выписками результатов этих замеров я прошел по следам тех, кто фиксировал свои наблюдения в журналах полевых измерений – и никакой опасности не обнаружил. А поэтому спокойно собираю грибы и ягоды в лесах Толочинщины.

А вот некоторые профи Толочинского лесхоза занимают иную позицию. Цитирую предупреждение из текста районной газеты от 25 апреля 2015 года: «К сожалению, уровень радиоактивного загрязнения  на этих участках  (речь идет о лесных кварталах № №  118, 119, 121, 131, 132, 133, 134, 136, 148  – автор)  Толочинского лесничества все еще достаточно высок. Посещение их людьми, тем более сбор и использование даров леса, представляют реальную опасность для здоровья людей и животных».

Дальше – больше! По версии инженера качества, стандартизации и метрологии Толочинского лесхоза Натальи Владимировны Морозовой, одновременно являющейся главным идеологом этого предприятия, в обязанность лесников «входит жестко пресекать посещение подобных участков, тем более собирать там ягоды, грибы, заготавливать древесину. Кстати, нарушителям грозят административные наказания, от предупреждения до штрафа в размере до 20 базовых величин…» Я поинтересовался у этого специалиста количественными показателями достаточно высокого уровня радиоактивного загрязнения  лесных кварталов, а заодно и номером статьи кодекса об административных правонарушениях  Республики Беларусь. Не получив удовлетворительного ответа, перезвонил директору лесхоза Галик Михаилу Николаевичу и убедился, что у руководителя предприятия таких заблуждений нет. Согласился он со мной и в неверной оценке подчиненным специалистом правил побочного лесопользования в лесных кварталах, где зафиксировано всего лишь незначительное превышение радиоактивного загрязнения.  Косвенно об относительном благополучии в этом отношении свидетельствует и факт ликвидации в районе штатной радиометрической лаборатории в Центре гигиены, а затем и в лесхозе.

Откроем в этой связи текст правил лесопользования в лесах, загрязненных радионуклидами.

В приложении № 9 к Правилам ведения лесного хозяйства в зонах радиоактивного загрязнения имеются образцы предупреждающего и запрещающих знаков. Чиновники лесного ведомства утвердили даже высоту столба, на котором устанавливаются эти знаки (в миллиметрах). Предупреждающий и запрещающие знаки содержат тексты следующего содержания:

в I зоне (предупреждающий знак, тип N 1): «РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Сбор грибов и ягод разрешен с обязательным радиометрическим КОНТРОЛЕМ!»;

во II зоне (запрещающий знак, тип N 2): «РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Выпас скота, сенокошение, сбор грибов и ягод ЗАПРЕЩЕНЫ!»

в III и IV зонах (запрещающий знак, тип N 3): «РАДИОАКТИВНОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ. Вход и въезд ЗАПРЕЩЕНЫ».

Почему чиновник-идеолог выбрала для информирования читателей газеты самые жесткие запретительные меры? Как будто Толочинщина соседствует с аварийным реактором. Теперь последует объяснение в РОВД и следственном комитете, ведь налицо признаки правонарушения, именуемого самоуправством. Правоохранительные органы уже начали проверку по факту публикации грозных мер без достаточных на то оснований.

Подобные заблуждения не так безобидны, как кажется на первый взгляд.  Было время, когда в Толочинском районе запрещающие знаки «Радиационная опасность» выставлялись даже на международной автотрассе М-1  для  водителей-международников. Мне лет 15 тому назад удалось убедить тогдашнее руководство райисполкома  в неправомерности подобного. Затем из чиновничьих кабинетов вылетела и была подхвачена журналистами утка о том, что в Толочинских лесах якобы осело радиоактивное облако после искусственного дождя по приказу Москвы. К счастью, в то время на Толочинщине функционировала метеостанция, которая выпадение осадков не зафиксировала. Весна и лето 1986 года выдались сухими. Безответственность, с которой в этом году чиновники лесхоза подошли  к освещению темы «Чернобыль», способна дать лжи о спланированном радиоактивном загрязнении леса второе дыхание.

Говоря о решении чернобыльских проблем, Александр Лукашенко заявил, что видит выход в ликвидации департамента МЧС по преодолению последствий аварии на ЧАЭС и решил отдать на рассмотрение эти вопросы губернаторам на местах… То ли еще будет, когда чиновники уйдут из-под опеки профессионалов.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий