Олег Кирюшкин: память о Чернобыле

Кирюшкин, Витебск, Корженевский Культура

В культурно-историческом комплексе «Золотое кольцо города Витебска “Двина”» проходит выставка Олега Кирюшкина «Дорога жизни», посвящённая 30-летию трагедии на Чернобыльской АЭС.

Кирюшкин, Витебск, Корженевский
Олег Кирюшкин. Фото из афиши выставки

Художник Олег Кирюшкин – человек очень разнообразных творческих поисков. Он работает в разных стилях, жанрах и видах изобразительного искусства, что, несомненно, говорит о широчайшем диапазоне его личного восприятия мира. В то же время нельзя не отметить при всей этой разноплановости наличие внутреннего единства творчества.

Кирюшкин, Чернобыль, живопись, Корженевский
О. Кирюшкин. Чернобыль. 2005 г.

Прежде всего, Олег Кирюшкин являет собой тип человека естественной среды, обладающего глубоким и тонким чувствованием природного мира. При этом художник склонен к символическому выражению реальности, более того, в его картинах отчётливо проявлен мистицизм. Вместе с тем, для него всегда была присуще отражение социальной тематики, и данная выставка как раз предстаёт результатом вовлечённости в самые тяжёлые проблемы народной жизни. Кстати, Олег Кирюшкин не только художник, он ещё и поэт, и на самой выставке можно ознакомиться с его стихотворными произведениями.

Кирюшкин, осень, дереня, Корженевский
О. Кирюшкин. Отходящий осенний день. 2001 г.

Выражение последствий Чернобыльской трагедии художником весьма многообразно. Это и удивительные деревенские пейзажи, заброшенность которых контрастирует с их красотой, и природные явления, выступающие своего рода тревожными предвестниками, и картины, отмеченные высокой степенью художественного обобщения и символизмом. Также посетители могут увидеть инсталляции Олега Кирюшкина, выражающие как боль народной катастрофы, так и универсальные бытийные темы. Живописец демонстрирует не только Чернобыль вещественный, но и духовный Чернобыль, опустошённость человеческого существования в нашем мире вследствие деградации системы ценностей. О глубине влияния катастрофы на жизнь народа, а также о творчестве художника, проходящей выставке и духовном содержании естественной среды, мы беседовали с мастером.

Кирюшкин, тени, общество, деревня, Корженевский
О. Кирюшкин. Из серии “Мир теней”. 2014 г.

– Как Чернобыльская трагедия затронула лично Вас, и когда Вы пришли к необходимости для себя отражения данной темы?

О. Кирюшкин. Затронула эта тема сразу же, после катастрофы 26 апреля 1986 года. На следующий год я уже стоял на изготовку с этюдником, и писал родные мотивы вёсачки Беседь, которая стоит на живописных берегах реки с таким же названием. Я видел, как наш народ и сама природа переносят эту боль. Было больно воспринимать неизвестность, ибо становилось ясно, что скоро отсюда уйдут люди и здесь будет зона отчуждения. Оставят землю, которую они любят, оставят свои дома и скарб… Это меня тревожило.

Однажды, когда я приехал в эти места, то даже не услышал пения птиц. Скворечники на яблонях тоже были пустыми. Не было людей, не слышно птиц, мёртвая зона…

Кирюшкин, природа, Чернобыль, катастрофа, Корженевский
О. Кирюшкин. Терпение природы. Берегите природу!

– В ряде Ваших картин наблюдается соединение реалистического метода и мистицизма, отличающегося образностью и большой силой художественного обобщения. Когда сформировалась у Вас эта идея и гармония?

О. Кирюшкин. Все мы первоначально видим совершенно реалистическую картинку и отражаем её. Но со временем вырабатывается собственное восприятие мира и видение натуры. Тогда человек начинает размышлять: как же дальше, что стоит за видимой нами действительностью? На почве этого создаются образы, художник обретает своё неповторимое творческое лицо. Соответственно, всё это и выражается в произведениях.

Кирюшкин, Чернобыль, народ, трагедия, Корженевский
О. Кирюшкин. Путь в неизвестность. 2000 г.

– Вы пишете картины как реалистического плана, так и мистико-символического содержания. Не бывает ли конфликта, перетягивания, между этими двумя стилями?..

О Кирюшкин. Когда я вижу какую-либо интересную идею, сюжет, композицию, я уже сразу представляю: это может быть написан стих, или же это ложится на холст. Всё это идёт не от рассудка, а изнутри, из души. И на холст тоже ложится в разных решениях. Главное – передать тот образ, который позволяет выразить всю полноту того, что хочешь изобразить. Я себе не ставлю задачу следовать какому-либо методу, но передаю ту тему, которая меня в данный момент тревожит. Образ рождается из души, интуитивно. Для меня важно прежде всего то, что я хочу высказать. И тогда я уже ищу, как исчерпывающе выразить тему.

Кирюшкин, хутор, природа, Корженевский
О. Кирюшкин. Цветущий хутор. 2002 г.

– Во многих Ваших картинах проявлено соединение социального содержания и мистического смысла. Насколько сознательно Вы это объединяете и почему для Вас здесь нет противоречий?

О. Кирюшкин. Опять же, я не ставлю себе конкретной задачи, чтобы вот здесь была мистика, а здесь реализм или социум. Увидел я сюжет, и он уже мне представляется образно, каким должен быть. То ли подать его в мистическом, то ли в реалистическом ключе. А для того, чтобы окончательно развить тему, порой приходится делать несколько зарисовок, этюдов, то есть провести подготовительную работу. И потом, среди всего этого, передать всю широту той мысли, которую хотел заложить в данную картину.

Кирюшкин, молитва, мистика, Корженевский
О. Кирюшкин. Мольба (молитва о выздоровлении). 2016 г.

– Каково соотношение в Ваших работах национального и общечеловеческого? Как, например, в Вашей картине «Романтики»…

О. Кирюшкин. В каждом человеке заложено такое свойство, как романтизм. Я помню, как в детстве, когда мне было 5 лет, собрался с другом, мы выстругали сабельки, и хотели дойти до горизонта. И мы пошли, желая этой саблей разрезать горизонт, чтобы посмотреть, что скрывается за ним. Дошли мы, казалось бы, до горизонта, а там другой горизонт. За старым горизонтом – новый горизонт. Так и человек, идёт, и ему интересно постичь неизвестное, узнать, что ждёт его впереди. И он может остаться романтиком до конца. Это универсальное…

Кирюшкин, романтизм, символизм, живопись, Корженевский
О. Кирюшкин. Романтики. 2015 г.

Вот, в картине «Романтики», две фигуры, они находятся на земле, и смотрят на небесное тело, которое тоже напоминает земной шар. Почему табурет и кресло?.. Я считаю, что табурет – это трон для каждого бойца-мужчины. Табурет – самый распространённый предмет быта, оставшийся от наших предков, и пусть человечество будет жить ещё тысячелетия, всё равно табурет останется табуретом, пусть и в различных модификациях. На кресле же должна восседать женщина. Она более созерцательна и спокойна, присматривает за детьми и домашним очагом. А мужчина – это боец. Он должен думать о том, где завтра достать хлеб насущный, как прокормить семью, и бдеть, чтобы никто не потревожил семейный уют. И, соответственно, крылья… Какой человек не мечтает взлететь? Мы все с детства летаем: кто-то с печи, кто-то с дерева… Вот и крылья вырастают у нас, и происходит это с малых лет. Чем в большей степени ребёнок будет романтиком, тем большими у него станут крылья.

– Символизм табуретов у Вас действительно распространён. Вот, к примеру, инсталляция «Борьба»…

О. Кирюшкин. Это как борьба добра и зла. И, причём, тот табурет, который внизу, он более грубого исполнения, а белый – более изящный. Но, к сожалению, белый, когда боролся, крышечка у него улетела куда-то… Табуреты находятся на шахматной доске. Это говорит о том, что вся наша жизнь – как та игра…

Кирюшкин, борьба, противостояние, табуреты, инсталляция, Корженевский
О. Кирюшкин. Борьба

– Так стоит ли бороться?..

О. Кирюшкин. Если мужчина не борется, вся жизнь его становится подобием безымянной песчинки, и он превращается в «оно». И сегодняшнее распространение матриархата должно дать мужчинам толчок по жизни, чтобы они не забывали своё место и достоинство.

Кирюшкин, живопись, табуреты, Корженевский
О. Кирюшкин. Собрание. 2015 г.

– Картины, представленные на Вашей выставке, очень разнообразны, в них есть и тревога, и красота. Каким образом выражение Красоты и Возвышенного может являться откликом на Чернобыльскую тематику?

О. Кирюшкин. Взаимоотношение мужчины и женщины, и гармония красоты – это единая тема. Мы никогда не перестанем удивляться рассветам, закатам, дождю, снегопадам… Как можно не влюбиться в то изящество формы, когда летит балерина?.. Как можно не удивляться красоте этой пластики?..

Кирюшкин, балет, балерина, лебедь, Корженевский
О. Кирюшкин. Лебедь белая. 1997 г.

Несмотря на все тяготы и лишения, сознание красоты присуще человеку. Выставка называется «Дорога жизни», и это говорит о том пути страданий и лишений, которым шёл наш белорусский народ. 1986 год… Потом распад Советского Союза в 1991 году, когда мы остались один на один со своей бедой… И наш народ выстоял.

– Деревенская тематика… Чем она является для Вас? Это возврат к естественному существованию, апология натуральной среды, боль об утраченном?..

О. Кирюшкин. Деревенская тематика для каждого белоруса – это основа основ… В тот же город люди ведь приезжали из деревень, правда, многие забывали свои истоки. А человеку, который остался сельским, нравится свободный простор, когда можно вдохнуть воздух полной грудью, на том же коне проскакать. Да, сельским людям тяжело, едят они тяжёлый хлеб.

Почему я пишу деревенскую тематику?.. Потому как мы, в своей основе, люди природы. Человек вышел из природы, не из города. Я люблю дышать утренней прохладой, видеть капельки росы на траве и цветах, посмотреть, как на речке поднимается туман. Вот она, красота, которая никогда не перестанет радовать душу. Невозможно не восхищаться этим. И человек всегда будет стремиться к природе. «Хорошо иметь домик в деревне», – как говорят сейчас…

Кирюшкин, деревня, спадчына, Корженевский
О. Кирюшкин. Спадчына. 2011 г.
Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий