Одолжить на выборы

Беларусь в больших количествах одалживает деньги – у России, Китая, США и МВФ. То есть за благополучие ближайшего года можно не беспокоиться: перед президентскими выборами, как обычно, вырастут пенсии и зарплаты. А вот что будет дальше – большой вопрос.

9210_n

За год до выборов белорусская власть успешно обеспечивает себе финансовую «подушку безопасности»: как и в 2006, и в 2010 годах электорат накануне выборов задобрят хоть и ожидаемым, но все равно таким приятным повышением пенсий и зарплат бюджетникам. Однако белорусская экономика за последний год не стала работать эффективнее (скорее, наоборот), да и на российском продуктовом эмбарго заработать мы пока не успели. Так что обеспечивать традиционное предвыборное повышение доходов избирателей опять придется за счет кредитов. Но если в 2010 году победу действующему президенту обеспечили взятые годом ранее кредиты МВФ, то теперь брать взаймы приходится у самых разных стран, ближних и дальних.

Первым из нынешней серии заимствований оказался российский государственный кредит на 1,55 млрд долларов, о котором я уже писал. Но аппетит приходит во время еды. Следующим крупным кредитором стал Китай. 26 сентября в Минске Министерство финансов Беларуси и Государственный банк развития Китая подписали меморандум, в котором зафиксирована договоренность сторон об открытии китайским банком двух долгосрочных кредитных линий на общую сумму до одного миллиарда долларов.

Подписи под документом поставили первый замминистра финансов Беларуси Владимир Амарин и заместитель председателя Государственного банка развития Китая Ли Джипинг. Также было подписано рамочное соглашение между Банком развития Беларуси и Государственным банком развития Китая. Согласно документам, кредитные линии будут открыты сроком на 15 лет, включая пятилетний льготный период, под гарантию белорусского правительства. Заемщиками выступят «Банк развития Республики Беларусь» и «АСБ Беларусбанк».

Как сказано в официальном комментарии, «Документы определяют базовые принципы сотрудничества финансовых институтов и органов государственного управления в области кредитования совместных белорусско-китайских проектов, реализуемых на территории Беларуси, а также в сфере информационного взаимодействия между странами. Средства кредитных линий планируется направить на реализацию инвестиционных проектов на территории республики в сфере транспорта, энергетики, промышленности, малого и среднего бизнеса».

Едем дальше. Правительство Беларуси намерено разместить в США государственные облигации на 1 млрд долларов и констатирует интерес к этой идее со стороны крупнейших американских инвесторов. Об этом 22 сентября в Нью-Йорке заявил замминистра финансов Максим Ермолович. Он отметил, что ранее официальный Минск не размещал свои долговые обязательства на финансовом рынке США, хотя американские бизнесмены являются держателями большой доли ранее выпущенных белорусских гособлигаций.

«Мы бы хотели зайти на этот рынок с приблизительным объемом привлечения в $1 млрд и провести все необходимые процедуры по американскому законодательству, которое регулирует этот процесс», – заявил Ермолович.

Но и это еще не все. Вы думали, после событий 19 декабря 2010-го, после политических судов и обвальной девальвации МВФ даст Беларуси шиш с маслом, а не новые кредиты? Я тоже так думал. Оказывается, думал неправильно. Там же, в Нью-Йорке, премьер-министр Михаил Мясникович встретился с заместителем исполнительного директора Международного валютного фонда Мин Джу. Итогом встречи стала договоренность о возможном начале новой программы МВФ для Беларуси. Председатель Совмина сообщил: «Уже в октябре в Беларуси будет работать миссия МВФ. Наши специалисты будут встречаться с персоналом фонда для того, чтобы выходить на результирующий документ, конечная цель которого – это новая кредитная программа МВФ для нашей страны».

По поводу неожиданно посыпавшихся на Беларусь иноземных кредитов очень точно высказался известный экономист, глава «Центра Мизеса» Ярослав Романчук. «Доить одновременно Россию, МВФ и Китай может только один человек в мире. Только ему удается «продать» Кремлю идею славянской дружбы, единого народа и независимости Беларуси – в одном флаконе. Продать на десятки миллиардов долларов. Продаваться более 20 лет. Только этому политику удается сохранять в стране тотальный государственный контроль и одновременно получать от международных финансовых организаций миллиарды долларов – на рыночные реформы, – констатирует Романчук. – Только глава этого государства умудряется открывать у Китая кредитные линии на 15 лет – под фьючерсы светлого китайского-белорусского индустриального Парка и площадки для экспансии на российский и европейский рынок. Не успел поступить в Беларусь российский кредит на $1,55 млрд, как Китай, чуть ли не соревнуясь в щедрости с Россией, открыл Беларуси кредитные линии на $1 млрд. На горизонте переговоры с МВФ. Белорусские власти будут просить $5-7 млрд. Вероятность того, что дадут, очень высока».

Нынешний год вполне может стать «годом больших кредитов», наподобие 2009-го. Только за первое полугодие нынешнего года валовой внешний долг Беларуси вырос на 988 млн долларов США, или на 2,5%, и на 1 июля составил 40 млрд 609,1 млн долларов, или 55,5% ВВП. В первом полугодии Беларусь направила на обслуживание валового внешнего долга 5 млрд 458,7 млн долларов, что составляет 15,8% ВВП, или 24,8% экспорта товаров и услуг. В том числе платежи по основному долгу составили 4 млрд 740,4 млн долларов, платежи по процентам – 718,3 млн долларов. То есть уже сейчас четверть нашего экспорта уходит только на то, чтобы отдавать долги! А каждый гражданин Беларуси, включая новорожденных младенцев, должен иностранным кредиторам уже 4288,6 доллара.

С начала 2006-го по 1 июля 2014 года валовой внешний долг Беларуси увеличился в 7,9 раза. Проценты по обслуживанию внешнего долга выросли в 6,5 раза. Внешний госдолг государства увеличился в 23 (раза, а проценты на его обслуживание – в 34 раза. Валовой внешний долг на душу населения увеличился в 8,2 раза. Для сравнения: за этот период ВВП в долларовом выражении увеличился в 2,4 раза, экспорт товаров и услуг – в 2,5 раза.

При этом правительственные экономисты нас успокаивают: мол, размер внешнего госдолга Беларуси не превышает 22,2% от ВВП, а это вполне безопасный показатель. И приводят для сравнения цифры: у Греции внешний госдолг уже превысил 174% от ВВП, Италии – 133%, Кипра – 112%, Португалии – 123,6%, США – 105%, а у Японии и вовсе составляет около 250% от ВВП.

Однако беспокоит не процент белорусского долга к ВВП страны. Беспокоит то, что взятые в долг деньги идут не на структурные реформы, не на модернизацию заводов, не на повышение энергоэффективности, не на переучивание работников, а на совсем другие вещи. Как я уже писал (и вынужден писать снова), кредиты попросту проедаются – ими затыкают дыры в бюджете, их пускают на выплаты по прежним долгам, на поддержку убыточных предприятий, на «покупку» лояльности избирателей перед президентскими выборами. А что будет после выборов? Вспомните 2011-й и не задавайте глупых вопросов.

ОПРОС ЧИТАТЕЛЕЙ «ВИТЕБСКОГО КУРЬЕРА»