На первое рабочее место, как в ссылку…

Обзоры

Продавать лотерейные билеты, добиться увольнения за прогулы, вести долгие судебные тяжбы, даже эмигрировать в дальние страны.. На что только не идут выпускники, только бы не отрабатывать распределение. А с другой стороны, может, высшее образование должно быть платным? Бюджетное ли оно в нашей стране?

molspec
Фото pro-podolsk.ru

Трудоустроиться по специальности выпускникам–бюджетникам не проблема. Однако ни гарантированное первое рабочее место, ни перспектива карьерного роста, ни жилье на периферии многих зачастую не привлекают. Немало дипломированных специалистов компенсируют стоимость обучения в вузе — добровольно или через суд, — лишь бы не ехать по распределению.

Выпускницу Могилевского государственного университета имени Кулешова Юлию очень ждали в сельской школе. Молодой специалист должна была преподавать русский язык и литературу. Вместо этого обладательница диплома о высшем образовании торгует в переходе лотерейными билетами. Юрисконсульт МГУ Лариса Юрченко не скрывает:

Каждый год 3—4 бюджетника не доезжают до первого рабочего места. Не хотят «в глушь». Юля поначалу уверяла, что трудилась бы по специальности, но в Могилеве. А в суде девушка не хотела добровольно возмещать деньги за обучение — выяснилось, что она вообще не собирается быть педагогом. Осознала, что ошиблась с выбором профессии.

Тех, кто еще на втором-четвертом курсе понял, что выбранная специальность — не их призвание, не так уж мало. Казалось бы, отчисляйся — и платить меньше будет, и время терять не придется. Но студенты так поступают редко. А затем, осознав, что отрабатывать придется, любыми способами пытаются закрепиться в большом городе. Ежегодно только в МГУ имени Кулешова 50—70 выпускников пишут заявление с просьбой о перераспределении. Как правило, это девушки, вышедшие замуж (мужья, естественно, городские).

У большинства тех, кто игнорирует отработку, по наблюдениям Ларисы Юрченко, нет весомых аргументов:

Им по 23—24 года, а к взрослой жизни чисто детский подход. Спрашиваешь, почему не едут. Ответ один: не хочу — и все. Объясняем, что придется вернуть вузу деньги. Немалые — около 150 миллионов. Но даже это они зачастую осознают только в суде. Некоторые рассчитываются сразу, у других выпускников долг еще с 2007—2008 годов.

В МГУ до сих пор вспоминают выпускника Валентина. Толкового парня — силен и в математике, и в области IT–технологий. Хотели оставить на кафедре, но по распределению он должен был отработать два года на Краснопольщине. Не хотел, но — уговорили. Однако незадолго до 1 сентября парень отправился на экскурсию в Москву, там угодил в аварию — разбил дорогую иномарку. Ее владелец, директор крупной IT–компании, пригрозил: не уедешь, пока не возместишь ущерб. Валентин объяснял — ему надо вернуться в Беларусь, не приступишь к работе — вынудят компенсировать затраты на обучение. Россиянин проникся, расспросил, где и на кого учился, пригласил сперва на собеседование, а после, поняв, что перед ним перспективный кадр, — в штат. Менее чем через полгода Валентин вернул деньги и за разбитую машину, и родному вузу. Однако подобные повороты судьбы — исключение из правил.

Судья Могилевского областного суда Ирина Трифонова припомнила:

Как-то молодой преподаватель иностранного языка не явилась на первое рабочее место. Оказалось — укатила в Египет. На ПМЖ — вышла замуж за иностранца. Затраты на обучение ей, бюджетнице, вернуть пришлось. За дочь платит мама.

По словам судей, порой с вузами молодые специалисты затевают целые тяжбы. Один, к примеру, два года отработал в органах внутренних дел. Но был уволен за нарушение трудовой дисциплины. Учебное заведение подало иск с требованием компенсировать затраты на обучение — у их выпускников отработка не 2 года, а целых пять лет. Юридически подкованный молодой человек судился за каждую копейку, целый список составил, дескать, я, пока там учился и жил, мылом их не пользовался, паек не ел…

Заместителю председателя Октябрьского суда Могилева Татьяне Давыдко тоже доводится рассматривать подобные дела:

В этом году УВД Могилевского облисполкома подало в суд иск о взыскании средств за обучение с молодого могилевчанина, в свое время окончившего Могилевский высший колледж МВД. Парень трудоустроился по специальности — оперуполномоченным. Но, отработав 10 месяцев, был уволен за прогулы. Теперь должен возместить Могилевскому институту МВД (колледж поменял статус) более 130 миллионов рублей.

В этом же году рассматривали дело в отношении выпускницы Белгосуниверситета, уроженки нашего города. Молодой специалист, филолог, обязана была приступить к работе — ее распределили в отдел образования Крупского райисполкома — еще в 2013 году. Не доехала. И добровольно возвращать деньги, затраченные на обучение, не захотела. Теперь взыщут эти почти 205 миллионов через суд.

Фармацевтом в одной из аптек Бобруйска должна работать и могилевчанка, окончившая Витебский государственный медуниверситет. Она туда прибыла. Но после отпуска на работу не вернулась. Теперь должна вузу около 100 миллионов.

Заместитель председателя Могилевского областного суда, председатель коллегии по гражданским делам Светлана Стальмахова подытоживает мнение юристов и преподавателей:

Нередко молодые специалисты на первое рабочее место едут, как в ссылку, оттого, что изначально выбрали профессию не по душе. Поступили в вуз только ради корочки. Государство всячески поддерживает молодых специалистов. Но и от них должна быть отдача. Отучился бесплатно — отработай. И вообще, к выбору профессии надо подходить вдумчиво. Пока же многие выбирают вуз, в который поступить проще или который настоятельно рекомендовали родители. Вот и выходит, что такие студенты занимают чужие места. Поступить на бюджет мечтают все, но не у всех получается. А на выходе не бюджетники, а «платники» просят руководство вуза помочь с трудоустройством. Только в этом году 50 выпускников МГУ имени Кулешова, учившихся за свой счет, распределили по детским садам. И все приступили к работе.

Вчерашние выпускники-бюджетники не понимают: затраты на обучение лучше вернуть добровольно. Ведь когда дело дойдет до суда, им придется еще и госпошлину платить. А это тоже немалые деньги — 6—10 миллионов.

Ольга КИСЛЯК, sb.by

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий