Когда витебчане увидели «Белое солнце пустыни»?

Общество

26 июня 1927 года в Лепеле родился советский кинорежиссер Владимир Мотыль, известный нам по «Белому солнцу пустыни». А когда витебчане увидели впервые этот фильм и другие работы мастера на широком экране?

Владимир Мотыль родился в семье слесаря минского завода и воспитательницы колонии для малолетних преступников. Отец его в тридцатые годы прошлого века был сослан в лагерь на Соловки по обвинению в шпионаже, где вскоре и погиб. Жить Владимиру и его матери Берте Левиной, соратнице великого Макаренко, пришлось в ссылке на Урале, поэтому назвать безоблачным детство великого режиссера никак нельзя.

Режиссер Владимир Мотыль. Фото сайта trend.az
Режиссер Владимир Мотыль. Фото сайта trend.az.

После войны Мотыль окончил Свердловский театральный институт, и уже в 1963 году снял свой первый фильм «Дети Памира». А в 1967 году – известную всем военную комедию «Женя, Женечка и Катюша», которая с успехом прошла в кинотеатрах Советского Союза.

Корреспондент ВК обратился с просьбой к сотрудникам витебского ретрокинозала, расположенного по улице Революционной, 20: можно ли в кинозале посмотреть известные фильмы Владимира Мотыля? Увы, пленки с «Женей, Женечкой и Катюшей», «Звездой пленительного счастья» и «Белым солнцем пустыни» в кинотеке отсутствуют. Зато нашлась информация, в какие годы фильмы Мотыля шли на киноэкранах СССР и Витебска в частности. Так, вышедшая в 1967 году военная комедия с Олегом Далем в Витебске была показана в 1968 году.

А в ретрокинозале "Дорога на Берлин"!
А в ретрокинозале “Дорога на Берлин”!

Сегодня из военных фильмов в кинозале можно увидеть «Дорогу на Берлин» и ремейк «А зори здесь тихие» с секс-символом новой эпохи Кристиной Асмус. В военных фильмах на новый лад все больше крови и экшна. А вот снять комедию про войну никому пока не удалось, кроме Мотыля.

"Женя, Женечка и Катюша" - первая военная комедия.
“Женя, Женечка и Катюша” – первая военная комедия. Фото сайта domsovetof.ru

О трогательных и светлых фильмах Владимира Яковлевича с ностальгией вспоминает и  Марина Алексеевна Турова, ведущий методист Дома кино. К сожалению, в музее истории кино нет ни фотографий режиссера, ни каких-либо экспонатов, связанных с его фильмами. Разве только нашелся кинопроектор тех лет, когда на экранах страны шли «Женя, Женечка и Катюша» да «Белое солнце пустыни».

А вот из современных военных фильмов, сообщила Марина Алексеевна, большой интерес у витебчан вызвала «Битва за Севастополь».

На нем показывали кино про товарища Сухова?
На нем показывали кино про товарища Сухова?

Зато в музее сохранился набор открыток с Игорем Костолевским, актером, который после «Звезды пленительного счастья» проснулся по-настоящему знаменитым. В Витебске фильм был показан в 1978 году.

За таким мужчиной хоть в Сибирь!
За таким мужчиной хоть в Сибирь!

После военной комедии Владимир Мотыль снял один из самых культовых фильмов в жанре «истерн» (как сказали бы сегодня о «Белом солнце пустыни»). На экран фильм о товарище Сухове и бандите Абдулле вышел в 1969 году, в Витебск его привезли в 1972-м.

Все возлюбленные товарища Сухова. Фото сайта kino-teatr.ru
Все возлюбленные товарища Сухова. Фото сайта kino-teatr.ru

И по сей день, вспоминая работы Владимира Мотыля, кинокритики и обычные зрители отмечают небывалую популярность «Белого солнца пустыни». Что интересно, в самом фильме с успехом снялись непрофессиональные актеры. Так, лишь три жены из гарема Абдуллы были дипломированными актрисами, а жена Сухова работала редактором на Останкино.

Да и помощник Сухова Петруха (Николай Годовиков) работал обычным слесарем на заводе, как и отец талантливого режиссера. К сожалению, успешной творческой карьеры у красноармейца Петрухи не случилось. Пришлось ему восемь лет отсидеть по тюрьмам за кражи и тунеядство.

Сама картина была сначала забракована директором студии Мосфильм. И если бы не вмешательство Брежнева, которому привезли «Белое солнце пустыни» прямо на дачу для просмотра, фильм, как и многие другие работы Владимира Мотыля, остался бы лежать на полке. К счастью, у генсека было чувство юмора.

А вот большинство фраз из картины стали по-настоящему крылатыми:

– Восток – дело тонкое…

– Таможня дает добро…

– Я мзду не беру, мне за державу обидно…

– Если что, я не промахнусь…

– Женщина – она тоже человек…

– Кто на этой земле знает, что есть добро и зло…

– Не везет мне в смерти – повезет в любви…

Сегодня на экранах витебских кинотеатров  постоянно появляются различные новинки. Среди них встречается множество ремейков советских фильмов: «Джентльмены удачи», «А зори здесь тихие», «Кавказская пленница», «Белые росы». А вот переделать на современный лад «Белое солнце пустыни» пока не удалось ни одному режиссеру.

После современных шедевров так и тянет нервно закурить.
После современных шедевров так и тянет нервно закурить.

Что примечательно, на малой родине режиссера нет отдельного кинотеатра. Как сообщила наша постоянная читательница Настя, проживающая в Лепеле, все фильмы идут на большом экране районного дворца культуры. А раньше они демонстрировались в пристройке к городской библиотеке. Вот такой парадокс…

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. С огромным интересом прочитал статью – не знал, что, оказывается, Владимир Мотыль – наш земляк.
    Про фильм “Дети памира” тоже ранее ничего не слышал – вот ссылка на ютьюб (www.yuotube.com/watch?v=A6NhyQe64aE) – там в описании идет предисловие В.Мотыля, которое неплохо дополняет данную статью.

    Ответить
  2. Евгения Москвина

    Спасибо, поглядим.

    Ответить