Почему разрушили костел Святого Антония Падуанского, который украшал Ратушную площадь Витебска

необычная история, восстановленная по архивным документам, плюс раритетные фото

В ноябре 2017 года заговорили о возрождении старинного костела Святого Антония Падуанского на Ратушной площади Витебска. Ведь без него центр города кажется непривычно пустынным, а ансамбль Ратушной площади – неполным. Была начата разработка проекта католической святыни на месте фонтана в честь слияния трех рек. Однако повис в воздухе вопрос финансирования. К тому же башни костела попадают на край проезжей части улицы Ленина.

В результате до сих пор неизвестно, обретет Витебск воссозданный архитектурный памятник или нет.

«Витебский курьер» рассказывал о маятнике Фуко, установленном за год до начала Великой Отечественной войны в здании костела Святого Антония Падуанского на Ратушной площади Витебска. Однако у этого события есть очень интересная предыстория.

Оказывается, в конце 1930-х годов сотрудники Витебского областного исторического музея (так тогда назывался областной краеведческий музей) спасли памятник архитектуры XVIII века от неминуемого разрушения. Расскажем, как им это удалось.

Одна из немногочисленных довоенных фотографий костела Святого Антония. «Витебский пролетарий», 30 сентября 1934 года

В середине 1930-х годов в костеле Святого Антония прекратились службы. К концу десятилетия культовое сооружение пришло в негодность. Из сохранившихся документов видно, что в старинном здании были выбиты стекла, сгнил пол и начали обваливаться лестницы на башни. Были разбиты скульптуры, витражи, поломан орган, снято и похищено осветительное электрооборудование.

Во дворе костела в 1930-е годы находилась неработающая котельная Витебского пищеторга, а в некоторых помещениях здания даже жили люди!

Двор костела Святого Антония. Источник: «Витебская энциклопедия»

В сентябре 1939 года костел святого Антония был передан медицинскому институту, который планировал перестроить здание под студенческий клуб с физкультурным залом в левом боковом нефе. Строители в спешке принялись пробивать в стенах окна и двери, замазывать фрески, убирать скульптуры. На месте икон предполагалось выставить картины на современную тематику, а ложу приспособить под кафедру.

Разрушение костела вызвало негодование витебской общественности и работников Витебского областного исторического музея, давно искавших помещение для экспонирования действовавшей с конца 1920-х годов выставки по истории религии.

Улица Ленина и костел святого Антония в конце 1930-х годов. Фото из группы «Таямніцы Віцебска»

5 декабря 1939 года костел был взят под государственную охрану, а 21 февраля 1940 года здание осмотрела комиссия в составе начальника областной Экспедиции по паспортизации памятников революции, истории и искусства Юрки Витьбича, городского архитектора Мельник, заместителя председателя облисполкома Денисовой, члена областной комиссии по охране памятников Василевича, директора Исторического музея Валентина Зейлерта и представителя мединститута Левина. Акт осмотра памятника архитектуры хранится в фондах Государственного архива Витебской области.

О самом костеле составители Акта писали:

Костел Антония был построен в 1731 году по проекту неизвестного итальянского архитектора. Здание представляет исключительную ценность как памятник двух архитектурных стилей – будучи снаружи строго выдержано в стиле барокко, оно внутри с такой же строгостью выдержано в стиле Ренессанс… Взятое в целом, здание единично по своей оригинальности. Совсем не случайно оно нашло отражение в холодных Юрия Моисеевича Пэна, в гравюрах Юдовина, даже в яркой фантастике известного всему миру витеблянина Марка Шагала.

Картина Марка Шагала «Рыночная площадь, Витебск», написанная в 1917 году, с костелом Святого Антония. Источник: «Витебская энциклопедия»

Особую ценность представляли двухсотлетние фрески внутри костела, сумевшие сохранить «свежесть цветов». Фрески предлагалось отдать на исследование химикам, искавшим секрет стойкой краски для оформления строившегося в Москве Дворца Советов.

Экспедиция предлагала отобрать ценный исторический памятник у медицинского института с целью недопущения перестройки здания. Указывалось, что переоборудование костела под клуб и спортзал совершалось с нарушением законодательства, разрешавшего проведение работ в исторических и архитектурных памятниках только с разрешения Совета Народных Комиссаров БССР. Кроме того, мединститут уже успел перестроить до неузнаваемости другие старинные храмы Витебске на Коммунистической и Шоссейной улицах (ныне улица Советской Армии).

Внутреннее убранство костела Святого Антония. Источник: «Витебская энциклопедия»

Работники музея подчеркивали, что организация в костеле святого Антония музея была выгодна и с экономической точки зрения. Отопительная система костела могла поддержать температуру в помещении не выше 5 градусов, для клуба же и спортзала, по санитарным нормам, требовалось не менее 15-20. Это привело бы к гибели фресок и всего внутреннего убранства, а также потребовало бы установки дополнительных печей, пробивки дымоходов и окон.

Вид на костел Святого Антония с Кстовской горы. Источник: «Витебская энциклопедия»

Витьбич считал температуру в 5 градусов «подходящей» для сохранения предметов по истории религии, ибо в таком случае в них не завелись бы «вредные жучки». Решающим аргументом в пользу передачи костела областному историческому музею было обязательство руководства учреждения оборудовать экспозицию за собственные средства.

Против передачи памятника архитектуры выступал медицинский институт, успевший израсходовать на переделку здания 3 тысячи рублей, а также заместитель председателя Витебского облисполкома Денисова, считавшая, что «неудобно ломать принятое постановление». Но, в конце концов, постановление «сломали», и 19 марта 1940 года костел был передан областному музею для организации антирелигиозной экспозиции. Затраченные средства были возвращены мединституту.

На организацию Антирелигиозного музея с кинозалом и маятником Фуко, доказывающим вращение Земли вокруг своей оси, Витебский областной исторический музей затратил 100 тысяч рублей собственных средств. Экспозиция в костеле приняла первых посетителей 30 июня 1940 года.

План Витебского Антирелигиозного музея в костеле святого Антония, восстановленный в 1994 году Валентином Зейлертом. Из собрания Витебского областного краеведческого музея

Однако выделенных средств оказалось недостаточно. Валентин Зейлерт ходатайствовал перед Отделом народного образования о принятии Антирелигиозного музея на областной бюджет и выделении дополнительного финансирования.

Антирелигиозный музей мог принимать посетителей только в теплое время года, разрушавшийся костел оказался совершенно не подготовлен к зиме. В здании не было электричества. Не оправдались надежды и на сохранность музейных предметов при низкой температуре.

19 сентября 1940 года техническая комиссия из сотрудников музея, пожарных и представителей ОблОНО пришла к выводу о необходимости временного устройства в костеле четырех голландских печей, причем таким образом, чтобы не нарушить целостности архитектурного памятника.

В начале 60-х годов XX века так выглядел костел Святого Антония. Фото Константина Дурихина

Критику городских властей вызвала и сама экспозиция, которую считали не настоящим музеем, а «выставкой экспонатов». Сотрудникам было предписано в пятимесячный срок обновить экспозицию, дополнив ее местными материалами. Осуществить работу помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

1961 год. Окончание сноса костела Святого Антония Падуанского. «Витебский рабочий», 4 мая 1961 года

В годы войны костел был серьезно поврежден. Здание снесли весной 1961 года. На опубликованной в газете «Витебский рабочий» 4 мая 1961 года фотографии колонны первомайских демонстрантов на заднем плане видно завершение работ по уничтожению памятника архитектуры.

Проект восстановления костела Святого Антония. Фотопроекция предоставлено отцом Вячеславом Бароком

В центре Витебска восстановят старинный костел.

РЕКЛАМА