Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь

Авторские статьи

эксклюзивная экскурсия по оккупированному городу

Сегодня мы совершим последнюю экскурсию по оккупированному немецко-фашистскими захватчиками Витебску 1941-1944 годов. Пройдемся по проспекту Бебеля (так до войны называлась улица Карла Маркса) и Пролетарской улице к современному ковровому комбинату.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Вид на улицу Карла Маркса с Юрьевой горки. Фото: Сергей Мартинович

А в основе нашего виртуального путешествия – донесения секретаря Витебского подпольного горкома КП(б)Б Василия Кудинова от 30 сентября 1943 года.

1. Проспект Бебеля (улица Карла Маркса)

Как мы уже писали, до Великой Отечественной войны современная улица Карла Маркса называлась проспектом Бебеля. Немцы, захватив Витебск, вернули ей дореволюционное название – улица Новомонастырская (Старомонастырской улицей, по дороге к Маркову монастырю, называлась современная улица Максима Горького).

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Объявление об открытии фотоателье на Новомонастырской улице (нынешняя улица Карла Маркса) из коллаборационистской газеты «Новый путь» за 15 августа 1942 года

В те далекие годы проспект Бебеля был застроен одноэтажными деревянными домами. Каких-либо интересных объектов здесь не было. Лишь в западной части проспекта в 1937 году было построено два 3-этажных дома для рабочих льнопрядильной фабрики. Эти здания сохранились до наших дней.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Жилой дом довоенной постройки на улице Карла Маркса, 105. Фото: Сергей Мартинович

В годы гитлеровской оккупации здесь находилась немецкая военная часть № 607, состоявшая из немцев и украинских коллаборационистов. На 1-м этаже одного из этих домов размещалась столовая для немцев-железнодорожников, живших в районе локомотивного депо.

2. 1-я Пролетарская улица

В 1930-е годы возле льнопрядильной фабрики вырос крупный рабочий поселок витебских ткачей. В ноябре 1930 года сюда из центра города была проведена трамвайная линия, конечная остановка трамвая находилась на современной Пролетарской площади. Рядом была построена фабричная столовая (дом № 10), детские ясли (несколько лет назад заброшенное здание снесли, сейчас на его месте дом № 13), больница и два 3-этажных жилых дома для рабочих (теперь это дома №№ 15 и 17).

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Довоенная столовая (фабрика-кухня) льнопрядильной фабрики имени Кагановича. Кадр из фильма Л. Эпельбаума «На подъеме» (1931 год); фото Сергея Мартиновича

Немцы переселили всех жителей поселка в бараки и приспособили здания для собственных нужд. Так, в столовой на первом этаже расположились мастерские по ремонту машин, на втором – общежитие для немцев на 120 человек.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Жилой дом для рабочих фабрики имени Кагановича (улица 1-я Пролетарская, 15). Фото 1930-х годов из фондов Национального архива Республики Беларусь; фото Сергей Мартиновича

В здании яслей проживали 2 немецких капитана и 10 солдат. Еще одно общежитие на 25 человек размещалось в угловом здании у трамвайной остановки. В одном из 3-этажных домов (в 1990-е годы его надстроили 4-м этажом) проживали немцы и украинцы.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Довоенные ясли на 1-й Пролетарской улице. Теперь на их месте жилой дом № 13. Фото: Сергей Мартинович

Все эти помещения относились к военной части НКР-535. Помимо немцев, там служили и советские военнопленные-грузины. Они охраняли армейские склады. Подпольщики в сентябре 1943 года установили с грузинами связь, организовали антифашистскую группу из 8 человек и передали тол для подрыва склада.

3. Льнопрядильно-ткацкая фабрика

В предвоенные годы фабрика «Двина», основанная бельгийскими предпринимателями в 1900 году, носила название «льнопрядильно-ткацкая фабрика имени Л. Кагановича».

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Фабрика «Двина» в 1927 году («Заря Запада», 7 ноября 1927 года). «Витебские ковры» в наши дни (фото: Сергей Мартинович)

В годы войны на территории фабрики расположилась военная часть НКР-535, занимавшаяся ремонтом автомобилей. Ремонтные мастерские этой части находились в корпусах фабрики имени Кагановича и очковой фабрики (нынешний «ВЗЭП»).

В помещении льнопрядильной фабрики располагался цех по ремонту моторов (работало 54 человека), цех по ремонту машин, склад готовых моторов, караульное помещение на 75 охранников, склад запасных частей, столярные мастерские, общежитие на 150 немцев, продовольственный склад. На очковой фабрике ремонтировали машины марки «Форд», выпускавшиеся на заводе в Кельне.

Судя по донесениям витебских подпольщиков, в цехах фабрики имени Кагановича осуществлялся только самый простой ремонт. Если повреждения машин были серьезными, то немецкие автомобили отправляли в Борисов, а трофейные советские и французские автомобили – в Варшаву. Оттуда же получали и запчасти.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Пролетарская площадь. Фото: Сергей Мартинович

Вначале мастерские ремонтировали по 5-6 машин в неделю и по 2 мотора в день, но после того, как из части в Оршу были отправлены в Оршу 30 военнопленных (10 из которых сбежали в пути), производительность труда резко упала, и теперь один мотор ремонтировался два дня.

Подпольщики указывали в донесении, что служившие в части немцы, а также австрийские и польские коллаборационисты не желали работать, а хотели быть исключительно надсмотрщиками над советскими военнопленными. Из-за этого производительность труда в авторемонтных мастерских пошла на убыль.

Чтобы исправить положение, в часть стали присылать немцев, не годных к строевой службе – пожилых и инвалидов. Всего удалось набрать около 400 человек. Командовал ими капитан Шмальц. Немцы рассматривали службу в авторемонтной части как спасение от отправки на фронт. Когда в августе 1943 года начался набор в строевые части, Шмальц специально отправил домой в отпуска наиболее годных.

4. 6-й коммунальный дом

Дом № 57 по улице Максима Горького, невдалеке от Пролетарской площади, до войны называли 6-м коммунальным домом, под этим же названием он проходит и в донесении витебских подпольщиков.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
6-й коммунальный дом по улице Максима Горького, 57. Фото: Сергей Мартинович

Здание, построенное в 1936-37 годах, где изначально находилось общежитие фабрики «КИМ», в годы оккупации занимала военная часть № 607. В части служили в основном украинские коллаборационисты, одетые в немецкую форму с красными петлицами и красными полукругами на рукавах (у офицеров и отличившихся рядовых). Всего в доме разместилось 240 человек, которых использовали для охраны железной дороги (станций и перегонов), а также для конвоя арестованных при их назначении на работы.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
Здание довоенной школы № 17 (современное здание по улице Максима Горького, 59). Фото 1930-х годов из фондов Национального архива Республики Беларусь; фото Сергея Мартиновича

Рядом с 6-м коммунальным домом находилась довоенная школа № 17, построенная в 1930-32 годах (сейчас – дом № 59 по улице Максима Горького). В годы войны здесь находился штаб части НКР-535, кухня и общежитие для солдат.

В расположенном рядом здании клуба фабрики имени Кагановича, перестроенном из церкви Маркова монастыря, немцы устроили гараж на 10 автомобилей, а в помещении библиотеки держали военнопленных.

Где в Витебске ремонтировали «Форды» и находились немецкие общежития. Улица Карла Маркса и Пролетарская площадь
1941 год. Вид на Марков монастырь с противоположного берега Двины. Фото из группы «Таямніцы Віцебска»

А как выглядел в годы немецко-фашистской оккупации сам монастырь, можно увидеть на фотографии из группы «Таямніцы Віцебска».

Марковщина. Экскурсия по оккупированному Витебску.

5 интересных фактов про улицу Максима Горького и откуда вообще взялось название «Марковщина».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий