Как Эдуард Трепачук так любил Витебск, что стал Мастером с большой буквы

посмотрите на наш уютный город глазами настоящего фотографа

Сегодня фотографировать может каждый. Особых знаний и навыков не требуется, чтобы сделать тот или иной снимок с помощью камеры мобильного телефона или современного фотоаппарата. А еще несколько десятилетий назад фотография была настоящим искусством, освоить которое удавалось немногим. И спасибо тем мастерам, благодаря снимкам которых мы сегодня можем узнать, как выглядел наш город.

Один из таких профессионалов – Эдуард Андреевич Трепачук, который сделал десятки, а то и сотни фотографий Витебска.

Часть из них хранилась в витебской реставрации, в которой некоторое время работал Эдуард Андреевич. По счастливой случайности они не потерялись, а пополнили архив архитектора Александра Вашкевича. Благодаря этим снимкам и кропотливой работе краеведа Виктора Борисенкова и состоялся наш проект «Витебск, который мы потеряли».

Эдуард Трепачук. Из семейного архива Трепачуков

Что нам известно про Эдуарда Трепачука? Вместе с Виктором Николаевичем мы побывали в гостях у его вдовы Нины Ивановны и внука Кирилла, узнали много интересного про этого влюбленного в Витебск человека и посмотрели уникальные фотографии, с которыми сегодня хотим познакомить вас.

Эдуард Андреевич родился в Витебске в 1935 году, после окончания десятилетки мечтал стать летчиком. В местном ДОСААФ прыгал с парашютом, учился управлять «кукурузником», а каждую свободную минуту – рисовал.

Нина Ивановна и Кирилл Трепачуки. Фото Саши Май

Мы поженились, когда нам исполнилось по 19 лет, – рассказала Нина Ивановна. – Такая любовь была. И прожили вместе 55 лет. Я сама родом из деревни Толочинского района, в Витебск приехала 16-летней девчонкой поступать в школу ФЗО при «КИМе», потому что там давали одежду, обувь и кормили. По-другому просто не выжила бы. Нас у мамы было пятеро, я самая старшая, а отец погиб на войне.

Эдик рисовал всегда. Мы часто ходили гулять, он рисовал этюды, а я рядом вышивала, чтобы ему не скучно было одному. Несколько его работ хранятся у меня, что-то он подарил друзьям и родным.

Нина Ивановна отработала на «КИМе» более сорока лет. Эдуард Андреевич трудился паяльщиком на заводе радиодеталей, потом там же художником-оформителем, позднее работал фотографом в конструкторском бюро, на областном телевидении, в реставрации, вел фотокружок на станции юных техников…

Нина Ивановна бережно хранит удостоверения мужа. Фото Саши Май

Он был очень добрым, – рассказала Нина Трепачук. – Очень любил меня, детей, внуков, которых нам пришлось растить. А фотография была его страстью. Эдик постоянно выписывал журналы как на русском языке, так и зарубежные, ездил в Москву на курсы осваивать цветное фото, а за фотоувеличителем мог отправиться в Ригу.

Жили мы не очень богато. Однажды муж стал мечтать о фотоаппарате «Салют». Стоил он на то время 400 рублей, а у него зарплата была 120, и у меня чуть больше. Но, что делать, взяли в кредит – это ведь была его мечта.

Витебск. Из семейного архива Трепачуков

Большинство фотографий Эдуард Андреевич делал в чуланчике дома, а работы большого формата – в реставрации. Нередко он спрашивал мнение жены о получившихся снимках: раскладывал на диване и интересовался, какой ракурс лучше.

«На этюдах». Из семейного архива Трепачуков

Любимым местом в городе у Эдуарда Андреевича была Юрьева горка, но на камеру своего фотоаппарата он старался запечатлеть и все изменения, которые происходили в Витебске. Фотографии привлекают красивыми ракурсами и той скрупулезностью, с которой Эдуард Трепачук записывал название некоторых своих работ и при каких условиях они были сделаны.

Снимки в альбоме тщательно подписаны, но год почему-то не указан. Фото Саши Май

Памятник Петру Машерову. Из семейного архива Трепачуков

Фотографией Эдуард Трепачук занялся в 1961 году,  уже через год состоялась первая выставка, на которой были представлены и его работы.

В семейном архиве — дипломы и грамоты. Фото Саши Май

Вид от главного входа в университет имени П.М. Машерова. Из семейного архива Трепачуков

Снимки Эдуарда Андреевича печатались в газетах и журналах, в альбомах, посвященных Витебску. Фотограф тесно дружил со многими актерами колосовского театра, с художниками, фотографами, многие из них были частыми гостями в доме Трепачуков, а Михаила Шмерлинга он считал своим учеником.

Снимки Эдуарда Трепачука печатали витебские газеты. Фото Саши Май

Мы с дедом постоянно гуляли по городу, по лесу, нередко с фотоаппаратом, –  вспомнил Кирилл Трепачук. – Он был заядлым грибником и умел видеть прекрасное. Наверное, это умение передалось и мне. А еще дед приучал нас читать и ценить книги.

Эдуарда Андреевича не стало в декабре 2009 года, но остался приличный архив фотографий и пленок, который семье еще предстоит разобрать. Возможно, они захотят передать часть работ в областной музей или в Государственный архив Витебской области.

Возле здания телезавода. Из семейного архива Трепачуков

Вид на городскую застройку. Из семейного архива Трепачуков

Другие снимки Эдуарда Трепачука мы опубликуем в следующий раз.

Редакция газеты «Витебский курьер» благодарит Виктора Борисенкова за обработку фотографий.

Витебск на фотографиях 10-летней давности: недостроенный Успенский собор и еще не пешеходные улицы Толстого и Суворова.

Витебск на фотографиях 80-х: исторический центр.

РЕКЛАМА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *