Архитектор: «Если процесс не остановить, то это приведет к значительной утрате или искажению подлинности памятника архитектуры»
Несмотря на то, что улица Ленина – одна из центральных и самых старых в нашем городе, подлинной старинной архитектуры здесь, к сожалению, сохранилось не так уж и много.
Напомним, что часть дореволюционной застройки, в том числе здание губернской типографии, было снесена в послевоенные годы для расширения проезжей части.
В конце улицы Ленины находится сразу несколько неприметных домов, возведенных в конце 19 – начале 20 века. Строения считаются памятником регионального значения («3» категория) и как «Застройка улицы Ленина» внесены в Государственный список историко-культурных ценностей.
Что это означает?
Реконструкция таких объектов обязана вестись в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, который не допускает изменение материальных историко-культурных ценностей и уничтожение отличительных художественных особенностей. Кроме этого, любые действия должны вестись на основе разрешения на выполнение научно-исследовательских и проектных работ и научно-проектной документации на выполнение ремонтно-реставрационных работ, согласованной с Министерством культуры.
Но все ли эти нормы соблюдаются при реконструкции дома №74 по улице Ленина?
Напомним, что ремонтные работы на объекте велись еще прошлой осенью, тогда с дома сняли крышу.
Позднее фасад был очищен от советской краски и штукатурки. Казалось бы, реставрация идет в нужном русле, но на прошлой неделе особо внимательные жители Витебска смогли заметить, как на фасаде появились пенопластовые наличники, часть цоколя строители заштукатурили, еще часть подготовили под облицовку.
Дом №74 по улице Ленина – это объект кирпичной архитектуры конца 19 – начала 20 веков. Сам кирпич здесь – «лицевой», то есть его не нужно штукатурить. То, что с историческим зданием делают сегодня, реставрацией назвать нельзя, – прокомментировал архитектор Александр Михайлюков. – Непонятно, кто дал разрешение на проведение этих работ. Есть ли согласованный проект? Кто и ради чего решил налепить пенопластовые «бутафорские» наличники, которых никогда не было на этом доме? Почему вместо того, чтобы сохранить кирпичную кладку на цоколе и в подоконном поясе, заказчик решил спрятать ее под гранитом?
Очевидно, что эти работы не являются реставрацией и наносят вред историко-культурной ценности. Если процесс не остановить, то это приведет к значительной утрате или искажению подлинности памятника архитектуры.
На фотографиях, сделанных в прошлую пятницу, видны и пенопластовые наличники, и металлическая сетка для крепежа гранита. Но уже в воскресенье наличники с лицевого фасада исчезли. Это, конечно, хороший признак, но непонятно, что предпримут строители дальше.
Есть такое высказывание: либерализм в градостроительстве неприменим, нельзя строить, кто где и как хочет. В реставрации он неприменим тем более. Хотя я бы говорил здесь не о либерализме, а о непрофессионализме, – прокомментировал краевед и фотохудожник Виктор Борисенков. – Потому что реставрация – это наука. Со своими законами, правилами, требованиями и критериями. В реставрации импровизировать и пороть «отсебятину» нельзя. Существуют международные хартии, а также Кодекс Республики Беларусь о культуре, где все это четко прописано.
Но я хотел бы уточнить, почему нельзя при реставрации заниматься самодеятельностью. Здание, которому больше века, то есть памятник материальной культуры – это не только образец искусства, архитектуры и стиля, это исторический источник, носитель определенной информации о прошлом. Произвольно изменив его и переделав на свой субъективный вкус, мы передадим следующим поколениям фальсифицированный документ. Поэтому должны соблюдаться, прежде всего, реставрационные нормы – восстановление первоначального вида и максимальное сохранение подлинности».
Мы будем следить за развитием событий.