Что ответил «Белнефтехим» на электронные обращения граждан

Авто

ценообразование, себестоимость топлива и возможность приобретения топлива на среднюю зарплату в Беларуси

5 июня на официальном сайте концерна «Белнефтехим» появился ответ на электронные обращения граждан, направленные в его адрес.

Основные вопросы, которые поднимались белорусами в этих обращения, как это следует из ответа «Белнефтехима»– это проблема ценообразования на белорусские нефтепродукты, реализуемые через АЗС, а также предложения по снижению цен на моторное топливо, пишет zaprauka.by.

Давайте разберем основные тезисы ответа государственного регулятора нашего рынка нефтепродуктов в адрес наших граждан по существу заданных ими вопросов.

1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Да, розничные цены, устанавливаемые концерном «Белнефтехим», действительно определяют верхнюю планку, по которым реализуется топливо в Беларуси и нельзя продавать его выше установленной цены.

Но проблема в том, что сам же концерн «Белнефтехим» практически еженедельно и поднимает эту границу все выше и выше.

Вот с чем уже голословно согласится невозможно:

«Ситуация, когда топливо в республике не продается дешевле предельной цены, означает, что его производство и реализация осуществляются с минимальной маржой» (цитата по пресс-релизу концерна «Белнефтехим»).

Во-первых, где структура распределения доходности при производстве топлива, его оптовой и розничной реализации? Как насчет того, чтобы раскрыть данные о доходности при производстве и оптовых продажах топлива в нашей стране?

Во-вторых, вспомним неоднократные обращения негосударственных операторов автозаправочных сетей Беларуси в адрес концерна «Белнефтехим», где первые просили за счет некоторого снижения прибыльности оптового сектора и без повышения цен увеличить розничную маржу при продажах топлива.

Уж кто-кто, а компании, имеющие АЗС в Беларуси, прекрасно разбираются сколько и где зарабатывается при продажах моторного топлива, иначе бы не было такого коллективного обращения. А что им ответили? Как всегда: «ищите внутренние резервы сами». То есть прибылью оптового сегмента поступаться никто не хочет. А в оптовых продажах в Беларуси сейчас в основном работают сами НПЗ и «Белоруснефть». Круг замкнулся.

Таким образом, то, что у негосударственных операторов исчезли скидки и они вывесили ценники на АЗС, которые равны максимально установленным ценам на топливо, означает исключительно то, что, уровень чисто розничной надбавки на топливо (который, кстати, также устанавливается «Белнефтехимом») возможно не позволяет этого сделать. А до собственной переработки нефти независимые участники не допускаются.

2. СЕБЕСТОИМОСТЬ ТОПЛИВА И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН НА НЕГО

«Себестоимость белорусского топлива напрямую зависит от цены нефти на мировом рынке (доля сырья в затратах 85-90 процентов) и курса белорусского рубля. Цена нефти, импортируемая в Республику Беларусь, привязана к мировым котировкам на нефть. При принятии решений об изменении предельных цен на топливо учитывается также уровень цен на топливо в сопредельных странах и ряд социальных факторов» (цитата по пресс-релизу концерна «Белнефтехим»).

Может себестоимость белорусского топлива и зависит напрямую от цен нефти на мировом рынке, но вот цена белорусского топлива на АЗС и порядок ее поднятия уже никак не соотносятся с этим.

В нашей стране имеется исключительно тенденция роста цен на топливо, независимо от того, куда идут нефтяные котировки: вверх или вниз. И это уже установленный и понятный всем факт. Об этом неоднократно написано.

А вот зачем при цене на белорусское топливо идет ориентация на уровень цен в сопредельных странах, а не на уровень доходов белорусов – это уже непонятно.

И да, хотелось бы все-таки узнать какие «социальные факторы» учитываются при повышении цен на топливо?

3. ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТОПЛИВА НА СРЕДНЮЮ ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ

«На среднюю заработную плату по Республике Беларусь в 2019 году можно приобрести около 644 литров бензина АИ-92, что почти в два раза больше чем в соседней Украине» (цитата по пресс-релизу концерна «Белнефтехим»).

Да, действительно, на среднюю заработную плату белорус может приобрести больше топлива, чем украинец.

Но почему не приведены данные стран Прибалтики и Польши, где стоимость топлива превышает белорусский уровень, а размер средних заработных плат позволяет гражданам покупать его больше, чем нам? И мы не говорим также о России.

А проведенное нами ранее исследование (см. здесь) показывает, что по данному показателю мы в своем регионе опережаем как раз только Украину.

4. И САМОЕ ГЛАВНОЕ

«Уменьшение розничных цен вопреки законодательно установленным условиям формирования цен может привести к негативным последствиям для экономики страны. В частности — уменьшению поступлений в бюджет республики налогов и сборов, которые устанавливает государство для производителей топлива (доля в розничной цене составляет около 30 процентов), а также к снижению возможности обслуживать дорогое высокотехнологичное оборудование нефтеперерабатывающих заводов, что может в недалекой перспективе привести к неконкурентоспособности и банкротству предприятий. Если вследствие этого топливо придется закупать гораздо дороже в других государствах, то малые города, где расположены нефтеперерабатывающие предприятия, столкнутся с проблемой занятости населения» (цитата по пресс-релизу концерна «Белнефтехим»).

НЕКОТОРЫЕ СОПУТСТВУЮЩИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

Но не бывает худа без добра. Указанные концерном «Белнефтехим» более десяти обращений граждан и последующий ответ им со стороны данной государственной организации показывают следующее.

Во-первых, сознательная и активная часть белорусского общества начинает задавать вопросы и требовать ответы по резонансным действиям («топливным копейкам» и растущим ценам на АЗС).

У нас в стране, согласно Конституции, власть принадлежит народу. И белорусы имеют право знать и понимать все, что делается. В частности, что у нас там происходит с постоянно растущим по выходным бензином и дизелем. И то, что мы перестали об этом или молчать, или только строчить в комментариях на форумах, или обсуждать на кухнях – это уже большой прогресс.

Во-вторых, таким образом возрождается или зарождается (как и кто понимает) определенная форма общественного контроля, мимо которой пройти уже будет невозможно.

В-третьих, повышается ответственность государственных органов, осуществляющих государтственное управление в тех или иных сферах. В данном случае, нефтяную отрасль. Ведь нельзя просто так повышать и повышать без надлежащих причин и объяснений.

А такие тенденции, в отличие от постоянного роста цен на топливо, можно только приветствовать.

Председатель «Белнефтехима»: «Стоимость топлива в России и Беларуси не может серьезно отличаться».

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий

  1. Александр Холод

    По-моему все ложь…бензину красная цена 10 копеек…просто слишком много ртов с большими ложками…

    Ответить