Черно-серый Витебск в «хатах», «сараях» и «заплатках». «Не пора ли уже прекратить «авангардизм» в городе и цветовое решение фасадов зданий?»

а как считаете вы?

Тему городских застроек мы подымали много и не раз. Жители Витебска не остаются равнодушными к тому, как обновляется город и в какой мере это касается старой части Витебска. А вот про то, как выглядят современные городские кварталы по сравнению с тем, что было раньше, вспоминаем все больше и все чаще с ностальгическими чувствами.

Предлагаем вашему вниманию письмо нашего читателя, Михаила Иоффика, с интересным рассуждением про то, что Витебск в последнее время стал черно-серым, и не в духе Шагала, и не в духе Малевича.

Итак, «Витебск. Шагал. Малевич. Фсады и городская архитектура».

Наш древний  Витебск — это Северная столица Беларуси. И все это знают. В городе, как и положено у северян, большинство дней в году стоит пасмурная погода. Небо затянуто серыми тучами, а дождями и снегопадами жителей города не удивишь. Солнце осенью и  зимой редко заглядывает в наш город.

Поэтому испокон веку наши архитекторы и строители проектировали и строили дома, фасады которых были окрашены в яркие и светлые тона, чтобы они радовали глаз горожанам и поднимали им настроение. А дома в нашем  городе имели ещё и свои названия по цвету фасада здания. Коренные  витебляне знают и помнят в городе и «Красный дом», и «Белый дом», и «Желтый дом», и «Синий дом»…  И никому не надо было что-то объяснять – и так всё было всем понятно! И недаром во всем мире так много говорят и пишут о своеобразии нашего города, его художественных традициях и школах. Даже наш земляк, великий художник-экспрессионист Марк Шагал, всегда рисовал Витебск в ярких и радостных тонах.

Как известно, в Витебске жил, учил и творил и другой, известный всему миру художник  – один из создателей школы УНОВИС, авангардист Казимир Малевич. Создавая своё новое искусство, он вначале нарисовал знаменитый квадрат, а потом закрасил его чёрной краской. И стоят теперь перед этим квадратом Малевича в задумчивости и глубоком молчании последователи авангардиста и всё о чём-то своём, недоступном для других, думают! Такое вот у них «чёрное восприятие» мира!

А наши новые архитекторы, которые всю архитектуру и застройку города согласовывают, в том числе и цветовое решение фасадов зданий, у которых есть развёртки цветовых решений фасадов всех центральных улиц города – они тоже теперь «дети Малевича»?!  У них тоже чёрный цвет стал главным?! Это же по согласованию с ними фасады многих зданий города опять стали перекрашивать, но уже теперь в чёрный или серый цвет!

Пройдитесь по городу. На фасадах зданий гипермаркетов «Евроопт», что на проспекте Строителей и на Московском проспекте желтый цвет заменили на чёрный, как будто траур объявили.

Фото Михаила Иоффика

Фото Михаила Иоффика

Здание пристройки-кафе «Здоба» на Московском проспекте обшили досками и полностью перекрасили в чёрный цвет.

Фото Михаила Иоффика

Фото Михаила Иоффика

Установили чёрные киоски — цветочный киоск у бывшего ресторана «Астория» по проспекту Строителей, киоск «ТАБАК» и рядом с ним еще один киоск у ТЦ «Мега», все  киоски «Табакерка» на многих остановках городского транспорта города.

Фото Михаила Иоффика

Фото Михаила Иоффика

Фото Михаила Иоффика

Многие яркие и светлые фасады первых этажей зданий, отремонтированные и покрашенные за городской счёт совсем недавно, в которых арендуют помещения разные магазины, теперь перекрашены в грязный серый цвет (к примеру, магазин «Соседи» по проспекту Строителей).

Фото Михаила Иоффика

Фото Михаила Иоффика

А если в одном бывшем магазине теперь арендаторов несколько, то каждый магазинчик свою часть фасада разукрашивает в свой любимый цвет (Магазин «Маркиза», «Магазин одной цены», «Химия  и косметика» на проспекте Черняховского и т.д.).

Фото Михаила Иоффика

Или вот, например, магазин «Акцент» и аптека «Фармацея» на проспекте Строителей, 12.

А как их цвета увязываются с  цветом окраски самого основного  здания — уже никого не интересует.

На многих фасадах зданий и на киосках на  широких чёрных щитах–основаниях, как на траурных лентах, написаны наименования торговых точек и магазинов. Вся эта чернота лишь делает ещё мрачнее наш светлый город.

Каждый архитектор и строитель как «Отче наш» знает нормы СНиП (Строительные нормы и правила Беларуси), а там чёрным по белому, чётко и ясно сказано, что такое «Красные линии застройки улиц» и что за эти линии никто не имеет права вылезать с застройкой. Любой!! Но в нашем городе для некоторых «закон не писан»!

Вот на Московском проспекте дом №19 (архитектор Р. Махмудов). В проекте было предусмотрено строительство 5-ти этажного жилого дома с пристроенным  к нему 2-х этажным магазином на углу улицы Чкалова и Московского проспекта. Магазин не построили. Но, уже много лет, как в доме (вместо противопожарного проезда) построили кафе «Арена-пицца») и к дому прилепили ещё и деревянную пристройку этого кафе. Естественно, за красную линию застройки. При этом перекрыли этим  строением тротуар, идущий вдоль дома. А сам дом теперь оброс ещё и множеством капитальных пристроек со стороны Московского проспекта, которые как редкие зубы старика торчат в сторону Московского проспекта. Все они построены за красной линией застройки Московского.

Или вот другой пример – дом по Московскому проспекту, в котором находятся магазины «Атлант», «Домино-пицца», «Сузорье», «Альмагамма» и др.

Фото Михаила Иоффика

Вот «Домино-пицца» захотела и прилепила свой коричневый  деревянный «сарай» перед  домом, сделав из него вход в свою пиццерию. А разве эти «сараи» украшают город?

Фото Михаила Иоффика

Не успели снести их по улицам Толстого и Суворова, так они, как прыщики, повыскакивали в других местах города. А ведь туристы в Витебск едут посмотреть на наш древний город, на его архитектуру, а не на эти чёрные сараи!

Вот нашлись в городе ещё и модернисты, которые в исторической части города (на улице  Ленина, 61) на фасаде фактически памятника архитектуры 1-ой половины ХХ века, построенного в стиле «советский ампир» (в народе называемого «сталинка»), чтобы показать историческую связь с деревней собственника кафе, залепили на фасаде дома окно шлифованными доскам и как бы создали фасад сельского дома. Это же возмутительно! Это «жёлтая заплатка» на строгом костюме классического фасада здания!  Как можно было такое согласовать? Причём название кафе «БАТЬКОВА ХАТА» написано безграмотно. Хоть название и белорусское, (по-русски переводится  и пишется «Отцовский дом»), но стыдно даже читать такую безграмотность, ведь на белорусском языке должно быть написано «БАЦЬКАВА ХАТА». Только в одном  слове (БАТЬКОВА) допущено сразу две ошибки.

Фото Светланы Васильевой

Можно ли себе представить, чтобы такое безобразие появилось в Минске на Партизанском проспекте, где стоят дома, построенные в этом же стиле?

Не пора ли уже прекратить «авангардизм» в Витебске и городским властям заставить виновных восстановить проектное (авторское) цветовое решение фасадов зданий города?

Напоминаем, что мнение редакции «Витебского курьера» может расходиться с мнением наших читателей.

«БаТькОва хата»: Для иностранцев понятно, а для своих — и так сойдет.

Неужели никто в городе не контролирует появление «хат» и деревянных времянок в исторической части Витебска?

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА