4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины

Авторские статьи

как в XVIII веке хотели соединить Западную Двину с Днепром через Ореховское озеро

История городского поселка Ореховск в современном Оршанском районе прочно связана с Белорусской государственной районной электростанцией – главной стройкой Беларуси первых лет советской власти. Однако задолго до Октябрьской революции на эти места обратили внимание инженеры и проектировщики, мечтавшие соединить в единую систему две главных водных артерии современной Витебщины – реки Западная Двина и Днепр.

4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины
Ореховское озеро. Фото: Сергей Мартинович

Осуществись эти проекты, и Ореховск, вероятно, стал бы важным транзитным пунктом на пути судов из Балтийского в Черное море. Именно наработки инженеров-каналостроителей положили начало изучению природных богатств Витебского края и сыграли большую роль в выборе места для строительства БелГРЭС.

О том, что это были за проекты, узнаем из напечатанного в 1905 году издания Министерством путей сообщения Российской империи «Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий» (выпуск IX).

1. Проекты времен Петра I

С древнейших времен реки Западная Двина и Днепр имели большое значение для развития белорусской земли. Именно по ним проходил в древности знаменитый торговый путь «из варяг в греки», связывавший Новгородскую землю с Византией. Этот путь являлся важнейшей торговой артерией Древней Руси, за контроль над ним бились не на жизнь, а на смерть князья в период феодальной раздробленности.

Войны и усобицы привели к тому, что в XIII веке путь «из варяг в греки» захирел. Однако четыре столетия спустя, в 30-е годы XVII века, в Речи Посполитой был составлен проект частичного воссоздания древнего пути – соединения реки Березины (а через нее и Днепра) с Западной Двиной. Однако о нем сохранились лишь отрывочные сведения.

К Западной Двине проявлял большой интерес российский император Петр I. Именно с его подачи началась разработка проекта соединения Двины с Днепром судоходным каналом кратчайшим путем. Для этих целей царем был выписан из Голландии «шлюзный мастер» Браур. В 1701 году, проведя соответствующие изыскания на местности, голландец составил проект соединения двух рек.

4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины
2015 год. Сураж. Впадение Каспли в Западную Двину. Фото: Сергей Мартинович

Браур предлагал пустить крупные суда из Двины по реке Каспле от Суража (современный поселок в Витебском районе) до озера с таким же названием на Смоленщине, а из озера в Днепр – по рекам Выдра, Клетга, ручьям Лелеква и Катынка. Для соединения ручьев предполагалось вырыть канал длиной в 6 верст с пятью шлюзами. Обеспечение пути достаточным количеством воды планировалось осуществить путем превращения в водохранилища озер у деревни Девино (современный Оршанский район) и Акатовского озера (территория нынешнего Демидовского района Смоленской области).

Этот проект, равно как и разработанный в то же время проект Де-Лубраса, осуществлен не был. Однако именно Де-Лубрас первым обратил внимание на Ореховское озеро, намереваясь использовать для судоходства реки Оршица и Лучеса.

2. Проект генерал-майора Дежедераса

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году интерес к возрождению пути из Балтийского в Черное море проявила императрица Екатерина II. Царица поручила составление проекта судоходного канала генерал-майору Дежедерасу.

4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины
Река Оршица в Орше. Фото: Сергей Мартинович

В 1778-1779 годах Дежедерас провел изыскания в районе Оршицы и Лучесы и составил подробную карту. Генерал-майор считал наиболее оптимальным соединение Ореховского и Бабиновичского озер каналом шириной 21 м и глубиной 1,5 м. Русло канала предлагалось вымостить булыжником. При строительстве предполагалось использовать русло реки Узменки. Вся система должна была иметь четыре шлюза – по одному у Ореховского и Бабиновичского озер и по одному у истоков Оршицы и Лучесы.

3. Проект полковника Реана

4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины
Проект соединения Западной Двины и Днепра по рекам Лучеса и Оршица. Красной линией обозначена трасса судоходного канала

В 1780-1781 годах полковник Реан предложил соединить Днепр и Западную Двину каналом без шлюзов, который бы питался днепровской водой. Вновь были проведены геологические изыскания на местности. Однако этот проект (как и проект Дежедераса) содержал массу неточностей, отчего и не был осуществлен.

4. Проект Труссона

Императрица не оставляла надежд на воссоздание пути «из варяг в греки». Составление нового проекта соединения водным путем приднепровских губерний с Ригой и Санкт-Петербургом было поручено князю Вяземскому.

4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины
Река Лучеса. Фото: Сергей Мартинович

В 1784 году князь лично осмотрел местность, пройдя часть пути по воде на лодке. Он пришел к выводу, что ни Оршица, ни Лучеса не могли быть использованы для соединения Двины и Днепра. Дальнейшие изыскания Вяземский поручил военному инженеру Труссону.

С 1784 по 1786 году инженер исследовал местность. Результатом стал проект соединения Днепра, Западной Двины, Ловати и озера Ильмень. Трижды Труссон проходил расстояние от Орши до Витебска, пока не нашел кратчайший путь в 68 верст длиной.

Поначалу Труссон предлагал сделать разделительным пунктом Ореховское озеро. Также оно должно было питать водой канал, идущий к Днепру. Однако, побывав на озере, Труссон убедился в невозможности осуществления этого замысла. По мнению инженера, озеро, окруженное со всех сторон моховыми болотами и находящееся на одном с ними уровне, не смогло бы дать достаточное количество воды для канала, а ее спуск в Днепр привел бы лишь к осушению местности. Поэтому в новом проекте разделительным пунктом становилось Бабиновичское озеро.

4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины
Проект соединения Западной Двины и Днепра судоходным каналом через Бабиновичское озеро. Красными линиями обозначены трассы каналов

Окончательный проект Труссона предполагал соединение Днепра и Двины судоходным каналом в обход рек Оршица и Лучеса. Длина канала должна была составить 93 версты, ширина – 10,5 метров, глубина – 1,5 метра. Канал предлагалось оснастить 14 шлюзами, насыпями, каменными трубами для пропуска вод речек и ручьев.

Проект Трусона оказался очень дорогим и трудноосуществимым при техническом уровне конца XVIII века. Поэтому от его осуществления отказались.

4 нереализованных проекта, которые могли бы кардинально изменить историю Витебщины
На Ореховском озере. Фото: Сергей Мартинович

В 1794 году, после присоединения к Российской империи Центральной Беларуси, было решено вернуться к проекту соединения Днепра с Западной Двиной через Березину. В 1805 году Березинская водная система была введена в эксплуатацию. Рассчитана она была исключительно на сплав леса и не предназначалась для судоходства. Поэтому вопрос о строительстве судоходного канала из Двины в Днепр не был снят с повестки дня.

Лишь в конце XIX века к его проектированию вернулись вновь. О том, как это было и как новые проекты повлияли на развитие Ореховской земли, мы расскажем в следующий раз.

В Оршанском районе в поселке Ореховск есть бездонное болото и портал в другое измерение.

Первая Белорусская ГРЭС 90 лет назад. Как разворачивалась самая важная стройка.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий