Витебск начала XX века. История по рекламным объявлениям

выражаться по-русски, говорить по-немецки, цены дешевле действительности, лечебный кавказский кефир и звонок губернатору

Машина времени пока не изобретена. Мы не можем перенестись в Витебск более века назад: увидеть, как город готовится к празднованию 300-летия дома Романовых, посетить «Интимный» театр Давида Тихантовского, отведать в ресторане гостиницы Христиана Брози запеченного фазана или «котлеты из ершей а-ля финансьер».

Однако мы можем перелистать пожелтевшие страницы «Нового путеводителя по Витебску» и хотя бы прикоснуться к прошлой жизни. Справочник, изданный в 1913 году, под редакцией Д.Я. Терпигорьева — это 183 страницы популярной истории, достопримечательностей и торговой рекламы большого губернского города (109 тысяч населения).

С. М. Прокудин-Горский. Витебск. Юго-восточная часть города. 1912 год. Фото prokudin-gorskiy.ru

Человечество и в самом начале XX века волновали все те же «вечные темы» — цены за проезд, в каком банке кредиты с самой низкой процентной ставкой и сколько стоит детский сад.

Да и реклама вековой давности мало отличается от нынешней и по содержанию, и по стилю. Как и сейчас, рекламодатели гарантировали доставку, вежливое обслуживание, чудодейственный эффект и «продажу по ценам дешевле действительности».

Например, в детском саду предлагали не только подготовить к школьным занятиям, а «научить думать, соображать и выражаться по-русски, говорить по-немецки». Плата за полугодие вперед составляла 20 рублей.

Из существующих и поныне — цветочный магазин на улице Замковой, в котором кроме цветов можно было заказать декорации для балов, свадеб и похорон, купить садовые принадлежности, пальмы и металлические венки.

С 7 утра и до 12 ночи приглашали во вновь открытую кондитерскую и булочную, где можно было насладиться «массой новейших десертных конфет», отведать и заказать торты, мороженое, кофе и шоколад.

Из любопытных предложений. Оптовый склад меховых товаров «Ш.Хайкинъ — Кушнеръ» предоставлял специальные помещения для хранения вещей от моли.

Проявили фантазию в придумывании способов привлечения клиентов и в «Санкт-Петербургской парикмахерской М.Шульмана». Здесь предлагали убедиться лично, что «все залы обставлены по последнему слову гигиены, а все инструменты дезинфицируются посредством парижского аппарата «Антисептикумъ». 

Необычную рекламу предлагала член Парижской академии Клавдия Сигалина, которая приглашала «отведать лечебного кавказского кефира, удостоенного 23-х различных наград». 

Были представлены в губернском Витебске и «сетевые магазины» (сейчас бы их назвали торговыми центрами), где продавались товары разных ценовых категорий.

Среди прочего в путеводителе можно найти сведения о воспитательных, богоугодных и других учреждениях, о научных и художественных обществах, редакциях газет, журналов, библиотеках, лечебных заведениях, банкирских домах, кредитных, страховых и промышленных обществах. Также в справочнике приводятся краткие сведения о порядке и условиях работы присутственных мест, номера городских телефонов.

К примеру, по телефону под номером один можно было позвонить витебскому губернатору, штальмейстеру его императорского величества, действительному статскому советнику Михаилу Викторовичу Арцимовичу. А номер 22 принадлежал городской полиции.

Листайте и смотрите, как и чем жил Витебск в последнем году Старого мира, накануне катастрофы Первой мировой войны, которая откроет новую эпоху в истории.

Почему в Витебске так и не приняли проект конно-железной дороги.

Уютный Витебск начала XX века. Спектакли в «Интимном» театре и гуляния в саду «Европа».

РЕКЛАМА