Почему в Витебске так и не приняли проект конно-железной дороги

Авторские статьи

крутые подъемы, половодье, ливни и практически бесполезные тормоза

Конец XIX века считается золотым временем для Витебска. В городе открывались новые учебные заведения, библиотеки, промышленные предприятия, активно функционировала торговля, росло колоссальными темпами население.

Так, согласно данным «Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года», на тот момент в городе проживало 65 871 человек – это второе место по городскому народонаселению в белорусских губерниях (первое занимал Минск – около 91 тысячи жителей).

Почему в Витебске так и не приняли проект конно-железной дороги
Слева на фото – Николаевский собор в Витебске. Фотография со странички Виктора Борисенкова вконтакте

С ростом города добираться из одной части в другую становилось утомительно, долго и дорого. Как правило, извозчики без зазрения совести объявляли за не очень долгую поездку от 20 до 50 копеек. Для сравнения, в 1898 году пуд пшеницы стоил 10 копеек.

Именно тогда возникла необходимость в развитии эффективного общественного транспорта. Что примечательно – так это то, что в каждом городе совершенно по-разному подошли к решению данной проблемы.

Минская городская дума, в ведении которой находилось хозяйство самого крупного населенного пункта Северо-Западного края Российской империи, первой выразила интерес к созданию регулярного внутригородского транспортного сообщения.

Практическая идея – строительство конно-железной дороги – появилась в городе еще в 1887 году. Это была частная инициатива, исходила она от Оршанского купца Сергея Самуиловича Пергамента. На практическую реализацию проекта ушло 5 лет. Торжественное открытие «конножелезки» состоялось 10 мая 1892 года.

Почему в Витебске так и не приняли проект конно-железной дороги
В Минске конка просуществовала до 1929 года. Фото «Мiнск учора i сення». В.I. Каледа

Что касается Витебска, то разговоры в городском самоуправлении об необходимости конки велись с того момента, как в 1866 году в город пришла Риго-Орловская железная дорога. Однако дальше длительных обсуждений дело не пошло, так как движение экипажей конки в расположенном на холмах губернском городе представляло бы определенные сложности.

Конка и Витебск были вещами, которым не суждено было быть вместе – уж слишком сложным был городской рельеф, – рассказал нам директор музея истории витебского трамвая Василий Павлючков.

Напомним, исторически Витебск красиво называют «городом на семи горах». Смотрите сами: Духовская, Замковая, Кстовская, Плоская, Успенская, Юрьева горка и Острая Могила. Фактически – холмов, гор и оврагов в городе гораздо больше.

Тогдашние городские власти предполагали, что лошади будут останавливаться на крутых подъемах, а пассажирам придется выходить из вагонов и идти в гору пешком. Кроме того, как писали газеты того времени, не обходилось и без более серьезных происшествий.

При ширине колеи в один метр вагоны не отличались устойчивостью, порой сходили с рельсов, особенно в половодье и после ливней, когда полотно затапливалось. К тому же, лошади могли испугаться и понести под гору. Затормозить вагон не удавалось, тормоза в этом случае оказывались практически бесполезными, – прокомментировал Василий Павлючков.

Почему в Витебске так и не приняли проект конно-железной дороги
Во время наводнения на Торговой улице в Минске. Фото «Мiнск учора i сення». В.I. Каледа

Проблему коммуникации между частями губернского Витебска удалось решить в 1898 году, когда летом началось регулярное движение электрического трамвая. В то время как звон трамвая становился витебчанам все более привычным, до появления его в Минске (13 октября 1929 года) пройдет еще не один десяток лет.

История трамвая в нашем городе начинается 120 лет тому назад.

Трамвай как визитная карточка города.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий