14 интересных фактов из истории Орловско-Витебской железной дороги. Как это было

«железнодорожный король» и «кому на Руси жить хорошо»

В 2018 году Орловско-Витебская железная дорога отмечает свое 150-летие. Железнодорожная линия протяженностью 520 километров, ведущая от Орла (через Хотынец — Карачев — Брянск — Рославль — Смоленск) до Витебска, была введена в эксплуатацию в конце 1868 года.

Орловский железнодорожный мост. Фото russiancoin.ru

По архивным документам известно, что на создание такого масштабного проекта было затрачено много сил, времени и денежных средств. Вот как это было.

14 интересных фактов из истории Орловско-Витебской железной дороги

1. Началось все в 1863 году, когда Орловский губернатор генерал-майор Николай Левашев, по представлению Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями Российской империи Павла Мельникова (будущий первый министр путей сообщения), велел начать изыскания по строительству железной дороги между Орлом и Витебском.

2. Вернулись к этому замыслу в 1865 году, когда шло строительство линии Динабург (Даугавпилс) — Витебск. Подробнее об этом здесь.

1866-1895 годы. Вокзал в Витебске. Фото history.rw.by

3. В этом проекте примечательна фигура московского купца 1-й гильдии Петра Ионовича Губонина — одного из главных железнодорожных строителей того периода. Узнав, что в Министерстве путей сообщения обсуждается проект строительства железной дороги от Орла до Витебска, Петр Губонин выступил претендентом на этот подряд. Но предпочтение отдали англичанину Мортону Пито, обязавшемуся построить дорогу за 65 825 000 рублей.

Петр Губонин. Фото kp.ru

4. Петр Ионович, поразмыслив о том, что дорога должна пройти через Брянские леса и для неё понадобятся шпалы, скупил у разорившегося местного помещика Астахова обширные лесные угодия и бросовые земли. В 1865 году близ реки Болвы Губонин основал распиловочный шпальный завод.

5. К концу лета 1866 года трассу будущей Орловско-Витебской железной дороги освободили от леса и заготовили шпалы для продажи, но Пито так и не появился. Оказалось, что договор с англичанином расторгнут и объявлен повторный конкурс.

6. Петр Губонин договаривается с генерал-майором Министерства путей сообщения Александром Борисовичем Казаковым о создании Акционерного общества «П. И. Губонин и Ко», при участии питерского банкира Вильгельма Брандта и варшавского банкира барона Антона-Эдуарда Френкеля. В составленных Губониным условиях дорогу планировалось построить на 2 года быстрее и на 6 миллионов рублей дешевле.

Облигации Общества Орловско-Витебской железной дороги. Фото russiancoin.ru

7. 21 марта 1867 года, после утверждения Александром II положения Комитета министров о концессии на земскую Орловско-Витебскую железную дорогу, договор Акционерного общества «П. И. Губонин и Ко» с Орловским земством был подписан без промедления. Любопытный факт, Акционерное общество выкупило у орловского земства концессию до 1953 года.

Фото russiancoin.ru

8. Строительство трассы, которая была разбита на четыре участка, шло быстро, так как Петр Губонин имел в достаточном количестве строительные материалы и рабочую силу. Вдоль дороги возникали новые населенные пункты и полустанки. История большинства начиналась с того, что приезжал Губонин, ставил барак, селил туда несколько семей для обслуживания дороги, заправки паровозов водой и дровами.

Так жили строители железной дороги в конце XIX века. Фото history.rw.by

9. Николай Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» говорит устами одного из тех, кто пришел на строительство предприятия «железнодорожного короля», за лучшей долей:

Я дома в Белоруссии
С мякиною, с кострикою
Ячменный хлеб жевал,
Бывало, вопишь голосом,
Как роженица, корчишься,
Как хватит животы.
А ныне милость божия!
Досыта у Губонина
Дают ржаного хлебушка,
Жую — не нажуюсь.

Укладка пути. Фото history.rw.by

10. За год земская Орловско-Витебская железная дорога была построена и принесла подрядчикам 19 миллионов рублей прибыли. Затраты на строительство — 40 845 065 рублей 78 копеек.

Альбом чертежей сооружений Российских железных дорог. 1872

Альбом видов Орловско-Витебской железной дороги. 1872

11. Дорога пролегла по Орловской, Смоленской, Могилевской и Витебской губерниям. В Смоленске торжества, посвященные открытию Орловско-Витебской железной дороги, прошли 8 октября (по старому стилю) 1868 года.

Альбом видов Орловско-Витебской железной дороги. 1872

12. Двумя днями позже, 10 октября (22 октября по новому стилю) в Рославле были пущены в эксплуатацию вместе с участком Орловско-Витебской железной дороги Главные паровозовагонные мастерские по ремонту подвижного состава. Об этом сообщалось во докладе Министра путей сообщения Павла Мельникова:

Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что вчера, 10-го числа открыто движение на первом участке Витебско-Орловской железной дороги между Витебском и Рославлем на протяжении 235 верст.

Альбом видов Орловско-Витебской железной дороги. 1872

13. По дороге ежегодно перевозилось до 500 тысяч человек и 114 миллионов пудов грузов. На ней служило около 4 тысяч человек и на их содержание уходило около 1,5 миллионов рублей ежегодно. Как при строительстве, так и при работе дороги, на всем её протяжении возникали многочисленные лесопилки. От дороги отходили в разные стороны узкоколейки для доставки древесины, торфа.

14. Строительством Орловско-Витебской дороги завершилась магистраль, соединяющая внутренние губернии Российской империи с Балтийским морем.

Четыре возраста железнодорожного вокзала в Витебске.

Спальные вагоны уходят в прошлое.

РЕКЛАМА


РЕКЛАМА