«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот…» Интересные факты про витебский трамвай

Авторские статьи

от Василия Павлючкова

Кто такой ватман, когда вышла на работу первая женщина-кондуктор и почему селедочницам и трубочистам в трамвае ездить было нельзя.

Об этом и многом другом на бесплатных курсах «Витебск: реальная и популярная история родного города» рассказал директор музея витебского трамвая Василий Павлючков.

«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
Василий Павлючков. Фото Саши Май
«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
На лекции Василия Павлючкова. Фото Саши Май

Трехчасовой обед, остановки по требованию и ватман, который спит как бегемот

Трамвай в Витебске связал три части города: Взгорье, Заручевье и Задвинье. Первоначально было всего четыре маршрута, а трамвайные вагоны останавливались не на остановках, а по требованию пассажиров.

Рабочий день у трамваев начинался в 7 утра летом (с 15 апреля по 15 сентября) и в 8 утра зимой (с 15 сентября по 15 апреля), а заканчивался не ранее 22.30. Был предусмотрен трехчасовой обед.

Для сравнения сегодня первый вагон выезжает на маршрут в 5 утра, а последний заезжает в депо в 01.30 ночи.

В каждом трамвае была книга жалоб. Кроме этого, согласно правилам перевозки пассажиров, воспользоваться этим транспортом не могли нетрезвые граждане, арестанты с конвоем и люди в неопрятной одежде, от которых исходил неприятный запах, например, селедочницы и трубочисты.

«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
Василия Павлючкова все слушают с интересом. Фото Саши Май

Водителей трамваев нередко называли «ватманами»: от «ват» – электричество и «ман» – человек. Работать им приходилось только стоя, а обе руки были заняты: одна на рычаге управления, вторая – на тормозе. Кондуктор должен был не только продавать билеты пассажирам, но и следить за чистотой в вагоне.

Сначала на трамвайных маршрутах трудились только мужчины. Первая женщина-кондуктор в Витебске вышла на работу в 1914 году. Звали ее Иоганна Кейв.

Василий Павлючков зачитал интересное четверостишие:

Трамвай по рельсам мчит как черепаха,

И старый ватман спит как бегемот,

Кондуктор лает как собака:

«Пройдите, граждане, вперед».

«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
Соборная площадь. Фрагмент почтовой открытки начала ХХ века. Фото evitebsk.com

На что жаловались пассажиры первых трамваев?

Василий Михайлович рассказал, что прошло уже более ста лет, а жалобы пассажиров тогда и сейчас во многом похожи. Для примера он зачитал несколько обращений 1905-1907-х годов к директору витебского трамвая.

Жители Витебска тогда просили разобраться, по какой причине они были вынуждены долго ждать вагон, почему кондуктор им невежливо отвечал, зачем их заставили купить еще один билет, если во время поездки они потеряли тот, который приобрели до этого, почему пассажиры толпятся в проходе, а не идут дальше в салон и другие.

А один недовольный пассажир интересовался,  почему вагон у Полоцкого базара не доехал до конца линии, где его ждали люди. На это директор предприятия дал ответ, что переговорил с кондуктором вагона и выяснил, что у того резко случилось расстройство желудка, поэтому трамвай был вынужден не доехать до конца линии.

«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
Фото Константина Дурихина, из архива ВОКМ

Трамвайные маршруты в Витебске в 1933 году

Всего их было шесть:

первый – от Красной площади (сегодня – площадь Ленина) до фабрики Кагановича (на современной улице Максима Горького);

второй – от Красной площади до вокзала;

третий – от вокзала до фабрики Кагановича;

четвертый – от Красной площади до улицы Винчевского (сегодня – проспект Черняховского);

пятый – от вокзала до военного городка;

шестой – от  Красной площади до Суражского шоссе.

«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
Довоенное фото. Из архива ВОКМ

От 10 трамвайных вагонов до революции до 169 вагонов в 1980-м году

Во время Первой мировой войны два витебских трамвайных вагона были переоборудованы под санитарные: они перевозили раненых солдат круглосуточно с вокзала в лазарет, который находился в начале современного проспекта Фрунзе.

До революции в нашем городе было 10-12 вагонов. В 1918 году трамвай был национализирован, и в 1918-1924 годах работал с перебоями. Вагонов было всего 3-4 единицы.

К 1938 году все трамвайные пути в городе стали с ширококолейными, а к 1940 году на шести маршрутах работали 66 вагонов.

«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
Перекладка пути на широкую колею на Замковой ул. 1930-е годы. Источник: evitebsk.com

Второе рождение трамвая после Великой Отечественной войны произошло 5 октября 1947 года. Вагоны, бывшие в употреблении, Витебску передали Москва и Ленинград – всего 20 штук, три из них выехали на маршрут в 1947 году.

А уже к 1980 году в Витебске было 13 трамвайных маршрутов и 169 вагонов.

«Трамвай по рельсам мчит как черепаха, и старый ватман спит как бегемот...» Интересные факты про витебский трамвай
Во время лекции. фото Саши Май

Следующая лекция бесплатных курсов по истории города пройдет в четверг, 24 января, в областной библиотеке.

Витебский трамвай, который теперь не остановится. 7 интересных фактов про городскую легенду от Василия Павлючкова.

Старые трамваи возвращаются на витебские улицы. Потрясающее видео от Виктора Борисенкова.

Оцените статью
Витебский Курьер
Добавить комментарий